Кандидатов в президенты по осени считают
Ринат Файзулин
В октябре в Киргизии должны состояться президентские выборы. Нынешний глава государства, согласно Конституции, второй раз избираться не может. Поэтому шансы претендентов несколько уравниваются. По крайней мере, у основных. Их пока немного, о себе в этом качестве заявили лишь двое политиков. Но процесс только начинается, кандидаты будут появляться до самого последнего момента. На прошлых выборах их набралось то ли шестьдесят, то ли восемьдесят человек.
Президентский задел Бабанова
Долго молчавший лидер фракции «Республика–Ата-Журт» Омурбек Бабанов, бывший премьером в 2011-2012 годах всего меньше десяти месяцев, вдруг «вышел в свет» аккурат перед Новым годом и с достаточно громким заявлением. Судя по всему, тем самым он начал свою политическую кампанию.
До этого Бабанов предпочитал оставаться в тени. Были, конечно, какие-то высказывания, короткие интервью, но это все из разряда проходных, между делом и ни о чем особенном. А вот 28 декабря О. Бабанов собрал пресс-конференцию уже по серьезному поводу – чтобы сообщить об итогах деятельности партии и фракции в завершающемся году. Главная озвученная им мысль – «Республика» выступает против подкупа избирателей и за ужесточение наказаний за подобные преступления. Он особо отметил, что его партия уже предлагала принять соответствующий закон. О. Бабанов отдельно остановился на использовании административного ресурса. А это уже можно назвать мощным пиар-ходом человека, который является одним из главных претендентов на пост главы государства или пост премьер-министра, смотря какой из них станет главным по ходу действия внесенных в Конституцию изменений.
«Мы видели во время выборов, что очень сильно используется административный ресурс, – констатировал О. Бабанов. – Мы вносим изменения, согласно которым можно привлечь к уголовной ответственности за подобные деяния. Допустим, если директор школы заставляет учителей агитировать за определенную партию, то они могут написать заявления в прокуратуру, которая обязана среагировать. Мы также выступаем за повсеместное использование видеонаблюдения в онлайне на каждом избирательном участке, чтобы предотвратить вбросы и другие махинации».
Почему именно этот ход, это заявление и эта инициатива? Во-первых, О. Бабанов решил сразу пресечь возможности властей использовать административный ресурс во время президентских выборов. То, что на выборах в местные органы власти он не использовался, политика, вероятно, ни в чем не убедило. Очевидно, предполагается, что на местных выборах президенту Алмазбеку Атамбаеву и его партии СДПК нужно было посмотреть реальное положение вещей, то есть насколько велики симпатии избирателей, и одновременно показать, что партия играет по-честному. А вот когда игра пойдет по-крупному, т.е. начнется борьба за президентское кресло, административный ресурс может быть включен.
Омурбек Бабанов
Соответственно, О. Бабанову нужно предупредить ходы противников, сделав встречный ход, и одновременно продемонстрировать свою готовность играть честно. Для этого заявление об ужесточении наказания за использование административного ресурса подходит как нельзя лучше.
Может ли победить Бабанов? Может. Пока что у него, пожалуй, больше шансов, чем у многих других политиков, которых эксперты и пресса записали в претенденты на пост главы государства. Самым сильным его противником может оказаться бывший «президент переходного периода» Роза Отунбаева. Но пока она молчит. Если все же она решится пойти на выборы, то ее шансы с бабановскими будут равными.
Не все в порядке у Бабанова и с точки зрения партийной поддержки. Парламентская фракция «Республика–Ата-Журт» так называется формально. Лидер партии «Ата-Журт» Камчыбек Ташиев уже не влияет на своих однопартийцев в парламенте в той мере, как это было до выборов, они уже сами по себе. Соответственно, после того как К. Ташиев объединился вновь со своими старыми политическими партнерами Адахамом Мадумаровым и Акматбеком Кельдибековым, им предстоит выбрать из своих рядов того, кто пойдет кандидатом на выборы. В прошлый раз они умудрились рассориться, и каждый пошел своей дорогой. А. Мадумаров занял на президентских выборах второе место. Но отрыв от первого, которое занял А. Атамбаев, был слишком большой. Думается, если Мадумаров станет общим кандидатом от этой оппозиционной группы, то его шансы будут невелики.
Однако не это тревожит О. Бабанова, никто из этой троицы ему не может составить конкуренции. Плохо для него другое. На выборы он шел в тандеме вместе с партией «Ата-Журт» и ее лидером и, убрав из названия фракции вторую часть – «Ата-Журт», он лишится поддержки определенной части электората, то есть сторонников этой партии. Сколько их реально, сказать трудно. Немного, но каждый голос важен. Это ата-журтовцы в парламенте могут перейти на сторону Бабанова, как к более сильному, а рядовые поклонники партии Ташиева останутся вместе с ним.
Есть еще один минус, превратить который в плюс Бабанову будет очень сложно. Это - происхождение. Ему националисты и ура-патриоты не раз ставили в упрек тот факт, что его мать якобы турчанка. Как утверждает ведущий киргизский политолог Марс Сариев, это серьезный фактор. «Казалось бы, уже схлынули волны гнева квасных патриотов, но такие люди, как бывшая депутат Жылдыхкан Жолдошева, бывший губернатор Эмиль Каптагаев, отличающиеся борьбой «за чистоту нации», все еще делают погоду в кыргызской политике. Их много. И «фактор чистоты крови» все еще играет огромную роль для кыргызов», – полагает М. Сариев.
Но Бабанов, кажется, ищет выход. Его партия уже дважды – на парламентских и местных выборах – в агитационной деятельности использовала интернациональную тему, то есть появлялись обращения к избирателям узбекской национальности, билборды с изображением дружески общающихся аксакалов – узбека и киргиза. Да, за это можно было получить резкую отповедь от националистов, но обошлось. Бабанов наверняка учитывает тот факт, что самым неактивным городом на декабрьских выборах в местные органы власти стал Ош – на избирательные участки пришло лишь 28% имевших право голосовать, тогда как общереспубликанский процент был около 45. То есть Бабанову нужно заставить пойти на избирательные участки узбеков, раз уж свои могут посчитать его за метиса. А узбеков – примерно 20% населения, притом сконцентрированного на юге страны, где у политика есть собственные СМИ, в том числе и телекомпании.
Сможет Бабанов привлечь на свою сторону узбеков – победа обеспечена. Особенно если «истинные патриоты», борющиеся за чистоту нации, начнут педалировать его происхождение. Но тогда политик просто перестанет обращать внимание на них и начнет мощно агитировать узбеков. Да и небольшое, но ощутимое русское население Бишкека и Иссык-Куля за него проголосует.
Партийный ход
Первые же рабочие дни нового года показали, что от партии власти на президентские выборы явно пойдет нынешний премьер Сооронбай Жээнбеков. Об этом говорит множество статей в подконтрольных властям СМИ в его честь, где расхваливаются его положительные качества, а в некоторых прямо говорится, что он – лучший кандидат в президенты.
«Мы решительно улучшим работу по обеспечению нашего народа чистой водой. Вместе с продолжением строительства стратегических дорог в следующем году отремонтируем дороги в районных центрах. Начнем новые проекты в энергетической отрасли привлечением инвесторов», – пообещал в предновогодней итоговой речи С. Жээнбеков. Тиражирование его выступления было весьма примечательным, цитаты разлетелись по всем СМИ, даже оппозиционным.
Сооронбай Жээнбеков
Выбор партии власти пал на него в силу нескольких причин. Он – премьер, ему легче будет вести предвыборную кампанию. Но, самое главное, он подконтролен. Вся его биография – это служение. Жээнбеков никогда ничем не выделялся, не делал громких заявлений, открыто и с шумом не переходил из одной партии в другую. При К. Бакиеве его карьера как-то не сложилась, он ушел с гослужбы. Вернулся после «революции» 2010 г., был назначен губернатором Ошской области. Выдающихся дел не совершил, например, так и не справился с мятежным градоначальником Оша Мелисом Мырзакматовым. А в непосредственное окружение А. Атамбаева попал с поста директора Государственной кадровой службы совсем недавно. В марте 2016 г. он был назначен первым заместителем руководителя аппарата президента, а уже в апреле стал премьером. А теперь – потенциальный кандидат в президенты. И за все это время – ни одного значимого деяния, никаких успехов, заметных не то что населению, но и прессе. Но зато и провалов никаких.
По всем параметрам Жээнбеков – послушный и верный исполнитель. И именно в силу этого понятно, почему его двигают в президенты. Станет или не станет глава государства, согласно изменениям в Конституции, «выставочной» фигурой, но Жээнбеков не станет принимать кардинальных решений без «совета партии». Киргизскоязычная газета «Ордо», рассказывая о его пути от учителя до премьера, так охарактеризовала Жээнбекова: «Он не предавал соратника и своего кровного друга Атамбаева».
С. Жээнбеков, скорей всего, останется на своем посту до выборов, он, как кандидат, нужен при должности, которая может послужить для него трамплином. Конечно, ему предстоит выполнить свои обещания, данные перед новым годом. В частности, он заверил, что активность Киргизии в ЕАЭС в 2017 г. резко возрастет.
Да и разговоры про роспуск парламента постепенно стихают. Асель Кодуранова из СДПК полагает: «Сдача депутатского мандата, досрочное прекращение полномочий - это право депутата. Но для роспуска парламента оснований нет. Нынешний созыв Жогорку Кенеша должен работать до конца своего конституционного срока. Посмотрим, какая дальше пойдет политика». Это тоже будет способствовать стабильности политической обстановки и сыграет в пользу премьера и партии власти в целом.
* * *
Даже если должность президента станет представительской, то найдутся люди, которые захотят за нее побороться, и побороться всерьез. Ибо еще не отвыкли от ее значимости. Вдобавок в киргизской политике многое в любой момент может развернуться в любую сторону, здесь любят красивые звания, должности, награды. Да и нынешним властям негоже оставлять даже ничего не значащий пост чужаку. Пусть уж будет свой, хоть и не очень приметный.
Ритм Евразии. 31.01.2017