Какие изменения принесет новый Таможенный кодекс ЕАЭС
Кирилл Соков
В конце прошлого года главы государств Евразийского союза на встрече в Санкт-Петербурге попытались принять, наконец, новый вариант Таможенного кодекса, разработка и согласование которого заняли около трех лет. Кодекс существенно изменит жизнь таможенников и предприятий, занятых во внешнеэкономической деятельности. Правда, действовать он начнет не с 1 января, как предполагалось, а с 1 июля 2017 г. И то при условии, что ТК будет оперативно подписан Белоруссией, уклонившейся от этого на последнем заседании Высшего Евразийского экономического совета.
Прежний кодекс был принят в 2009 г., когда формирование Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России находилось в начальной стадии. И потому многие реалии, обозначившиеся после вступления с 2015 г. в силу договора о создании ЕАЭС, учтены в нем не были. Значительная часть полномочий таможенных органов передавалась прежним кодексом на национальный уровень, что привело к возникновению различий в механизмах осуществления таможенных процедур и взимания платежей. Помимо самого кодекса в рамках ЕАЭС продолжали действовать порядка 20 международных соглашений, которые содержали в себе ряд противоречий. Решить эти проблемы можно было только путем разработки нового кодекса.
Правовая основа для его введения заложена в самом договоре о создании ЕАЭС, подписанном 29 мая 2014 г. в Астане. Согласно 32-й статье, посвященной таможенным вопросам, «в Союзе осуществляется единое таможенное регулирование в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза и регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право Союза, а также в соответствии с положениями настоящего Договора». Та же статья гласит, что до вступления в силу нового кодекса таможенное регулирование осуществляется в соответствии с принятым 27 ноября 2009 г. договором о Таможенном кодексе Таможенного союза, а также другими международными соглашениями, регулирующими сотрудничество союзных государств в этой области.
Проект Таможенного кодекса ЕАЭС был готов еще в конце 2014 г. Его разработчиком стали Евразийская экономическая комиссия, а также национальные правительства, представители бизнеса и экспертного сообщества. Однако согласование оказалось делом гораздо более длительным, чем разработка. В процессе согласования ЕЭК получила около 1,5 тысячи замечаний со стороны участников «интеграционной тройки» – России, Белоруссии и Казахстана. Позднее к обсуждению документа присоединились Армения и Киргизия, ставшие участниками ЕАЭС в 2015 г. В итоге проект кодекса претерпел заметные изменения. Так, было решено отказаться от отмены «принципа резидентства», предполагавшего возможность выпуска товара в любом государстве союза, независимо от национальной принадлежности компании. Против этого выступил Казахстан, опасавшийся перетока своего бизнеса в Россию.
Окончательно согласовать Таможенный кодекс удалось только в ноябре на заседании Межправительственного совета ЕАЭС, хотя изначально сделать это планировалось еще в октябре. Но по итогам октябрьского заседания совета нерешенными оставались еще пять вопросов. «Проект договора Таможенного кодекса ЕАЭС согласован на уровне премьер-министров, – заявил 16 ноября премьер-министр Казахстана Бакытжан Сагинтаев. – Соответствующее решение нами подписано. Документ будет направлен на прохождение государственных процедур на декабрьской встрече глав государств. Мы Таможенный кодекс можем представить на подписание». Однако, как уже говорилось выше, под кодексом пока стоят четыре из пяти необходимых подписей глав государств Союза.
Таможенный кодекс ЕАЭС включает 60 глав, которые объединены в 9 разделов. В отличие от кодекса Таможенного союза он не делится на общую и специальную части. В плане дальнейшего развития ЕАЭС кодекс играет «централизаторскую» роль, передавая значительную часть полномочий по таможенному регулированию с национального на союзный уровень. Количество вопросов, которые в сфере таможенного регулирования будет решать Евразийская экономическая комиссия, по сравнению с прежним кодексом увеличивается с 30 до 60. Подчеркивая возросшую роль ЕЭК, Нурсултан Назарбаев по итогам заседания Высшего экономического совета 26 декабря 2016 г. заявил, что «Комиссия должна оставаться не только административным ядром евразийской интеграции, но и стать серьезным мозговым центром. Для этого у наднационального органа есть все возможности и ресурсы».
Главное нововведение кодекса – существенное упрощение таможенных процедур и перевод их в электронный вид с тем, чтобы исключить воздействие человеческого фактора. По словам одного из разработчиков кодекса директора департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики ЕЭК Дмитрия Некрасова, изменения, которые принесет с собой новый ТК, сводятся к трем основным пунктам: приоритет электронных технологий, отказ от предоставления подтверждающих документов и автоматический выпуск товара. В новом кодексе электронные технологии охватывают весь процесс – от поступления товара до его выпуска на рынок для продажи. В настоящее время основные таможенные процедуры оформляются на бумаге, а электронные процессы дублируют традиционный бумажный документооборот. После введения нового ТК все будет наоборот: основные таможенные процедуры будут осуществляться в электронном виде, а бумага будет их дублировать.
Для отработки процедуры перевода таможенных документов в электронный вид ЕЭК в конце ноября 2016 г. провела в Москве международную конференцию на тему «Электронное декларирование – основа электронной таможни, взгляд из настоящего в будущее»
Документы, которые согласно прежнему ТК требовались для подтверждения заявленных в декларации сведений, предоставлять теперь не нужно. Они потребуются только в том случае, если сработает система управления рисками. Это нововведение потребует от таможенников перестройки всей системы управления рисками и ее адаптации к новым реалиям. «Не ловить широким неводом всех подряд, а действовать точечно, выявляя злоумышленников и предоставляя послабления добропорядочному бизнесу», – описал специфику работы таможни в новых условиях Д. Некрасов. Если же система управления рисками не сработала и электроника предоставления подтверждающих документов не затребовала, она сразу же выпускает товары в свободное обращение. Поскольку человеческий фактор в этом полностью цифровом рабочем процессе вообще никак не задействован, время таможенного оформления товаров теперь может составить всего несколько минут.
Еще одно новшество – повышение статуса уполномоченного экономического оператора. Его могут получить организации, которые соответствуют определенным критериями и пользуются доверием таможенных органов. Таким компаниям предоставляется возможность пользоваться упрощенными таможенными процедурами, включая возможность выпуска товаров до подачи таможенной декларации, предварительное таможенное декларирование, подача неполной, периодической декларации, совершение таможенных операций с товарами, которые находятся на складе, и т.п. Новый ТК рассматривает уполномоченных операторов не как потенциальных нарушителей, а как партнеров государства, которые ведут прозрачный бизнес, а потому пристального внимания со стороны контролирующих органов не требуют. В итоге таможенники смогут не отвлекать ресурсы на работу с законопослушными организациями, а сосредоточиться на реальных нарушителях.
В целом таможенное регулирование теперь в основном будет осуществлять на союзном уровне, а на национальном уровне останутся главным образом технические моменты. Так, на союзном уровне, по словам Д. Некрасова, никогда не будут регулироваться структура таможенных органов и целый ряд технологических элементов их внутреннего функционирования, которые относятся к национальным прерогативам.
Кодекс затронет и такую чувствительную для многих жителей России сферу, как покупки товаров в зарубежных интернет-магазинах. ЕЭК по новому кодексу будет определять верхние ценовые и физические объемы беспошлинной торговли зарубежными товарами, доставляемыми почтовыми службами, а на национальном уровне страны ЕЭАС смогут устанавливать более низкие нормы. При этом через год после вступления кодекса в силу объемы беспошлинных покупок за рубежом начнут снижаться. В 2018 г., например, таких товаров можно будет закупить на 500 евро, сверх которых покупателю придется заплатить пошлину в размере 30%, но не менее 4 евро за каждый килограмм. Через два года после вступления нового ТК в силу беспошлинно можно будет потратить в зарубежных интернет-магазинах 200 евро, сверх которых будет взиматься 15%, но не менее 2 евро за кг. Идея ограничения беспошлинной торговли через зарубежные интернет-магазины витала давно. Ее объемы до начала кризиса были значительны, но ввозными пошлинами эти товары не облагались и рабочих мест в России не создавали. Правда, с началом кризиса таких покупок стало значительно меньше, и острота проблемы несколько снизилась.
Инновационный характер Таможенного кодекса ЕАЭС, значительно упрощающего и ускоряющего проведение таможенных операций, позволяет надеяться, что его введение приведет к росту объемов торговли и станет инструментом развития союзных экономик. А передача большей части таможенных полномочий на союзный уровень будет способствовать дальнейшему углублению евразийской интеграции и ее качественному развитию.
______________________
Фото http://www.alta.ru/news/49933/
Ритм Евразии. 04.01.2016