Европейский выбор не решил проблем Молдавии: ЕАЭС — последняя надежда?
Цовинар Костанян
Новоизбранный президент Молдавии Игорь Додон на встрече с президентом России Владимиром Путиным, которая состоялась 17 января в Москве, неожиданно выступил с резкой критикой в адрес программы ассоциации с Европейским Союзом, заявив, что он неоднократно выступал против подписания этого соглашения, и подчеркнув, что оно никак не способствовало развитию и укреплению Молдавии. Додон полагает, что из-за бесперспективной ассоциации с ЕС, его страна потеряла имеющий колоссальное значение для молдавской экономики российский рынок. При этом, несмотря на различные обещания и посулы, как ни странно, объемы торговли его страны с Европейским Союзом также упали.
Более того, уже 23 января Игорь Додон заявил, что намерен настаивать на отмене соглашения об открытии (бюро) связи НАТО в Кишиневе, а в феврале собирается предложить руководству Альянса в Брюсселе соглашение о признании нейтралитета Молдавии со стороны НАТО. Это очевидная победа политики, проводимой Россией в регионе, и своеобразный урок властям тех стран, которые не в состоянии грамотно анализировать реалии, прогнозировать развитие внешнеполитических процессов и проводить политику в интересах своих государств, а не в угоду иностранным «покровителям».
Отметим, что по итогам встречи в Москве глава российского государства подчеркнул, что Молдавия является важным партнером России на постсоветском пространстве, а РФ последовательно выступает за сохранение суверенитета и территориальной целостности Молдавии, ее внеблокового и нейтрального статуса. Владимир Путин высоко оценил продемонстрированный президентом Молдавии настрой на выстраивание российско-молдавских отношений, затронув тему интеграционных процессов. Путин выразил надежду на то, что сторонам удастся достичь определенных договоренностей в вопросе сотрудничества Кишинева с ЕАЭС, дав понять, что двери союза открыты для Молдавии.
Описанные события имеют беспрецедентное значение с геополитической точки зрения, так как с 2009 года ни один молдавский лидер не встречался с российским коллегой. Фактически Молдавия, также как и Украина, в свое время полностью отвернулась от России, положившись на европейских партнеров и США. Более того, ни один молдавский лидер не позволил бы себе указать в качестве приоритета своей политики сохранение православных ценностей. Очевидно, что Игорь Додон пытается подобным образом показать, что серьезно настроен на стратегическое сотрудничество с Россией во благо своей страны, и, фактически, на смену внешнеполитического курса страны в сторону интеграции с Евразийским Союзом (ЕАЭС). По существующей информации, Додон в Москве проводил консультации на предмет присоединения его страны к Таможенному союзу с председателем Евразийской экономической комиссии Тиграном Саркисяном.
Необходимо понимать, что подобное решение не случайно, особенно для страны, которая долгие годы характеризовалась как «локомотив» процессов евроинтеграции на постсоветском пространстве. Инстинкт самосохранения у молдован оказался более развит, чем у украинцев, которые сознательно продолжают разрушать и «насиловать» свое государство ради призрачных идей евроинтеграции, в которые не верят уже сами европейцы. В отличие от своих украинских коллег, многие молдавские политики сегодня понимают, что соглашение об ассоциации с ЕС было ошибкой правящей коалиции и является исключительно политическим конъюнктурным решением, которое было принято без учета экономических последствий.
За два года ассоциации с ЕС стало ясно, что в экономическом плане Молдавия ничего не получила, кроме деградации промышленности и сельского хозяйства, хотя именно эта страна шла в авангарде постсоветских стран, видевших свое будущее в так называемой «европейской семье», где, как оказалось, их никто не ждет.
Не решив существующих проблем Молдавии, процесс евроинтеграции успел породить новые, так как «европейский выбор» руководства страны, активное участие Кишинева в программе «Восточное партнерство» и истеричные антироссийские настроения властей привели к разрыву связей с Россией, на рынок которой традиционно ориентировано около 65−70% экспорта страны, и где трудится около 500 тысяч граждан Молдавии, что составляет треть населения. После такого удара по молдавской экономике, ЕС не предоставил ей альтернативных рынков сбыта продукции. В результате, в стране в массовом порядке закрывались производства, люди теряли рабочие места, увеличилась миграция населения в ту же Россию и страны Европейского союза, где молдоване, в основном, вынуждены делать «черную работу».
Молдавия подписала соглашение об ассоциации с ЕС в июне 2014 года, а еще в августе 2009 года 4 молдавские партии сформировали коалицию под названием Альянс «За европейскую интеграцию», объединившись во имя общей цели — интеграции с ЕС, что, в конечном итоге, привело к смене власти, которую многие граждане Молдавии считали нелегитимной. В стране произошел своего рода «кишиневский мини-майдан» — власть в стране захватило воинственно настроенное меньшинство, подавив мирное большинство.
Но что же дала так страстно желаемая евроассоциация Молдавии? То же, что и Украине, только в меньших масштабах — экономическую стагнацию и социальный кризис. Сторонники европейского вектора утверждают, что рано ставить подобный вопрос, так как прошло всего лишь два года с момента подписания соглашения, и скорее всего, быстрых результатов ждать не следует. Но давайте посмотрим, какие тенденции за практически аналогичный период времени демонстрирует сопоставимая по объемам с молдавской экономика Армении, которая отдала предпочтение интеграции в рамках ЕАЭС. Как заявил на днях российский премьер-министр Дмитрий Медведев, благодаря вступлению в ЕАЭС экспорт из Армении вырос на 70%. И это несмотря на сложности, связанные с блокадой транспортных путей Армении со стороны Азербайджана и Турции, а также своеобразной транзитной политикой Грузии.
Молдавия, напротив, переживает глубокий экономический кризис, наблюдается снижение объемов экспорта и основных макроэкономических показателей, а также с каждым днем растет недовольство населения по отношению к властям и к самой идее евроинтегрции, что и привело, в конечном итоге, к победе на президентских выборах в ноябре прошлого года кандидата от партии «Социалистов» Игоря Додона, традиционно считающегося в стране пророссийски настроенным политиком.
Фактически, молдавский народ, прочувствовав на собственной шкуре все прелести евроинтеграции, решительно сказал ей «Нет!». Воспользовавшись президентскими выборами, молдоване скорректировали внешнеполитический вектор своей страны и избавились от ненавистной власти, представители которой совсем недавно спокойно своровали миллиард евро из государственного бюджета и не понесли за это достойного наказания.
Уже на встрече с главой российского государства Додон дал понять, что если партия «Социалистов» получит парламентское большинство, то соглашение о евроассоциации будет аннулировано. Это был своеобразный месседж как российскому руководству, так и молдавскому народу перед предстоящими парламентскими выборами.
Важно отметить, что противники Додона создали такую систему, при которой президент сильно урезан в полномочиях и рычагах влияния на ситуацию. Именно с целью выправления этой ситуации Додон обратился к гражданам своей страны с просьбой поддержать его намерение внести изменения в Конституцию республики для того, чтобы инициировать досрочные парламентские выборы. «Я прошу у граждан только одного — позволить мне распускать парламент в иных случаях, чем это предусмотрено сейчас», — заявил он. Поддержат ли молдаване своего президента — покажет время. Но одно можно сказать с уверенностью, молдавский локомотив евроинтеграции заехал на тупиковый путь, и выбраться оттуда он может только задним ходом — возвращением к нормальным взаимовыгодным отношениям с крупнейшим соседом — Россией.
EurAsia Daily. 25.01.2017