В Киргизии перепишут Конституцию
Григорий Михайлов
ЦИК Киргизии признал состоявшимся прошедший 11 декабря референдум по конституционным изменениям. Согласно обнародованным данным, электоральная явка превысила 42%, чего с большим запасом хватает для того, чтобы считать процесс легитимным. Почти 80% из про голосовавших выступили за принятие поправок в Конституцию, против – более 15%.
Наблюдатели от СНГ дали положительную оценку проведению референдума, но обратили внимание на сбой в работе техники на ряде участков, что «приводило к очередям, но использование информационных технологий повысило прозрачность и обеспечило доверие граждан к итогам голосования». Представитель Всемирной ассоциации избирательных систем (ВАИС) Ким Енг Так сбои в работе автоматически считывающих устройств (АСУ) связал с недостаточной подготовкой сотрудников избиркомов. Во избежание подобного в будущем он предложил лучше обучать работников на участках. На избирательных участках были смонтированы АСУ, аналогичные тем, что используются в Корее. Также легитимным признали референдум наблюдатели ШОС. Глава миссии наблюдателей Ван Кайвэнь отметил, что «нарушений норм законодательства, ставящих под сомнение легитимность референдума, не отмечено».
По итогам референдума команду президента и лично главу Киргизии Алмазбека Атамбаева можно поздравить с успешным завершением проекта – над воплощением конституционной реформы в жизнь более полугода работала вся госсистема. Инициатором нововведений был Атамбаев. В некоторой степени прошедшие выборы можно считать учениями в преддверии более важных выборов – президентских, запланированных на конец следующего года. Интрига в том, что вопреки желанию части местного истеблишмента Алмазбек Атамбаев на второй срок пойти не сможет – запрещает Конституция. Пост главы государства займет новый человек, и кто именно – пока неизвестно. Когда имя преемника будет определено, госсистема должна отработать передачу власти. На нынешних выборах руководство страны смогло оценить способность госструктур вести эффективную агитационную работу, а также организовывать явку на выборы.
Одновременно с референдумом в Киргизии проводились и выборы в органы местного самоуправления. Наибольшее внимание привлекла борьба за 45 мест в бишкекском кенеше (орган городской законодательной власти). Президентской Социал-демократической партии Кыргызстана (СДПК) досталось 13 мандатов, «Республике» – 12, «Онугуу-Прогресс» – 8, «Мекеним-Кыргызстан» – 7, «Кыргызстан» – 5. Удивил результат «Мекеним-Кыргызстан» – созданная год назад партия обошла тяжеловесов и получила места. По слухам, секрет успеха заключается в том, что к партии имел отношение влиятельный соратник президента Киргизии – Икрамжан Илмиянов.
Тревожным симптомом для партии власти на нынешних выборах стало несколько моментов. Во-первых, низкая явка – на выборы пришло около 40% избирателей, и это может быть свидетельством не только низкого интереса граждан, но и потенциально нарастающей протестной массы. Во-вторых, беспокойство может вызывать довольно успешное выступление ближайшего конкурента СДПК – партии «Республика», результаты которой в части городов, в том числе и Бишкеке, отличались лишь на несколько процентов. Также предметом для «разбора полетов» может стать проигрыш СДПК в трех городах. Теперь руководство страны должно либо реформировать партию, либо делать ставку на усиление нескольких дочерних партийных проектов, которые на состоявшихся выборах выступили весьма успешно.
Ориентировочный список вероятных претендентов на пост будущего главы Киргизии насчитывает более 10 имен. Вероятно, еще несколько десятков амбициозных местных деятелей пока лишь присматриваются к возможности побороться за президентское кресло. Некоторые из возможных претендентов уже готовятся заранее, пытаясь заключать союзы, а также выискивая варианты политической и финансовой поддержки из Москвы и Астаны.
Нынешние выборы заметно отличались от аналогичных, прошедших в 2012 году, – тогда нарушений в процессе голосований и скандалов по итогам подсчетов было заметно больше. Не исключено, что на сей раз элитные группировки смогли договориться по разделению электоральных голосов, а возможно, сыграли свою роль автоматизированная система голосования плюс биометрические данные избирателей.
Впрочем, совсем уж без инцидентов не обошлось. Партии по-прежнему раздавали деньги населению (один голос оценивался от 200 до 1500 руб.). Сканеры для считывания отпечатков пальцев, а также электронные урны на участках регулярно сбоили, а избиратели, включая премьер-министра, не находили себя в списках. МВД за время подготовки и проведения выборов зафиксировало 47 нарушений.
Объясняя провал на выборах ряда партий, в том числе «Ата-Мекен» и «Бутун Кыргызстан», политолог Марс Сариев отметил, что в стране «идет естественный процесс ухода оппозиционных политиков-динозавров и прихода нового поколения. На плаву остаются оппозиционеры, которые что-то делают. Люди на местах голосуют за тех, кто вносит вклад в экономическое развитие, а не занимается популизмом».
Независимая газета. 13.12.2016