Президентские выборы в Приднестровье: шансы сторон и влияние Украины
Денис Гаевский
6 декабря в непризнанной Приднестровской Молдавской Республике начнется досрочное голосование на президентских выборах, основной же день голосования назначен на 11 декабря. Фавориты электоральной гонки — действующий глава республики Евгений Шевчук и глава Верховного Совета Вадим Красносельский.
Более предпочтительными выглядят шансы Красносельского, опережающего, согласно соцопросам, Шевчука примерно на 20% (44% против 25%). Кроме того, Красносельский обладает поддержкой партии «Обновление» (взявшей 75% мест на прошлогодних парламентских выборах) и ключевой бизнес-структурой ПМР «Шериф», которая за годы своего существования вплотную срослась с государственным аппаратом.
Примечательно, что Шевчук в 2006—2010 возглавлял партию «Обновление», а также является выходцем из структур холдинга «Шериф», однако за период президентства серьезно испортил с последним отношения, взявшись выстраивать собственную бизнес-империю. К сфере интересов Шевчука относят Молдавский металлургический завод (расположенный в родной для Шевчука Рыбнице) и Молдавскую ГРЭС.
Неблагоприятной для Шевчука является экономическая ситуация в республике. Конфронтация с «Шерифом», падение экспортных цен, блокада со стороны Украины и Молдавии, сужение экономик соседних государств — все это привело к тому, что Евгений Васильевич не может предъявить какие-либо позитивные социально-экономические результаты за прошедшие 5 лет. В прошлом году даже вводилась временная мера по урезанию пенсий и зарплат бюджетников на 30%. Единственным относительным успехом Шевчука является удержание приднестровского рубля на уровне 10,5−11,3 за доллар в период 2012—2016.
Внешнеполитический дискурс предстоящих выборов полностью сфокусирован на отношениях с Россией. Так, в ходе предвыборной кампании Шевчук издал указ «О реализации итогов республиканского референдума, состоявшегося 17 сентября 2006 года» (тогда, напомним, 97% граждан ПМР высказались за присоединение к РФ), где сказано о необходимости привести правовую систему ПМР в соответствие с федеральным законодательством РФ.
Однако более пророссийским считается уроженец РСФСР Красносельский, открыто позиционирующий себя сторонником Владимира Путина и посещающий съезды «Единой России». «Программа Красносельского — программа «Единой России» — билборды такого содержания можно встретить сегодня на левом берегу Днестра. Судя по упоминаниям Красносельского в мейнстримных российских СМИ, именно на него делает ставку Москва.
Вероятность реинтеграции Приднестровья
Возможная победа Красносельского, а также приход к власти в Молдавии Игоря Додона объективно увеличивают шансы на реинтеграцию Приднестровья. Федерализация Молдавии и предоставление особого статуса Приднестровью было одним из главных предвыборных обещаний новоизбранного молдавского президента.
Нечто подобное могло произойти еще в 2003, когда по «плану Козака» Молдавия возвращала контроль над левым берегом Днестра, трансформируясь в асимметричную федерацию (с увеличением полномочий Гагаузской автономии и сохранением российского военного присутствия в Приднестровье на 20 лет). Однако в последний момент, под давлением Запада, «пророссийский» президент Молдавии Владимир Воронин (обещавший также статус русскому языку и присоединение к Союзному государству России и Белоруссии) отказался от подписания соответствующего меморандума.
Следует понимать, что даже наличие пророссийских президентов на обоих берегах Днестра не гарантирует возврат Тирасполя под юрисдикцию Кишинева. Во-первых, Додону, объективно заинтересованному в реинтеграции Приднестровья ради расширения собственной электоральной базы, еще нужно заполучить контроль над парламентом. Получится ли — большой вопрос, даже с учетом намечающегося экономического роста ввиду достигнутых договоренностей по возврату молдавской плодовоовощной и винной продукции на российский рынок (совмещение ЗСТ ЕС и СНГ).
Во-вторых, значительная часть приднестровской элиты не заинтересована в возврате под юрисдикцию Кишинева. Прежде всего, потому что будет демонтирована молдавско-приднестровская граница, за счет которой выстроены многочисленные бизнес-схемы тираспольских элитариев. Последние превратятся всего лишь в младших партнеров кишиневских олигархов.
Влияние Украины
Нельзя не сказать и о попытках влияния Украины на ход избирательной кампании в Приднестровье. В целом же, вмешательство Киева в избирательный процесс других стран стало отличительной чертой майданной власти на внешнеполитической арене. Так было в случае с выборами в Молдавии, когда украинские силовики выдали Кишиневу Вячеслава Платона (украинских гражданин, входящий в топ-10 олигархов Молдавии), и с выборами в США — киевская власть раскручивала скандал с политтехнологом Полом Манафортом (экс-глава штаба Дональда Трампа), обвиняя его в получении денег от команды Виктора Януковича.
На этот раз киевский режим подыгрывает финансово-политической группе Шевчука. В середине ноября в Одессе в офисах мобильного оператора «Интертелеком», принадлежащего бенефициарам приднестровского холдинга «Шериф» Виктору Гушану и Илье Казмалы, СБУ провела обыски, открыла уголовное дело по статье «государственная измена» и заявила, что «перекрыт несанкционированный канал связи с Крымом, который, возможно, контролировался спецслужбами РФ».
Интерес Петра Порошенко понятен и обусловлен не только сужением «кормовой базы» внутри Украины — в условиях провала проевропейских сил в Молдавии, на победу которых ставили в Киеве, для украинского президента важно «сохранить» хотя бы у власти в ПМР бизнес-партнеров в лице Шевчука и Ко. Не секрет, что Порошенко владеет активами на обоих берегах Днестра — именно с данного региона усилиями отца нынешнего президента Украины началось создание бизнес-империи «Рошен».
Впрочем, как показывает практика, все те, на кого ставили в Киеве, неизбежно проваливались в ходе выборов и референдумов. По всей видимости, в очередной раз неутешительная тенденция для майданного режима продолжится.
EurAsia Daily. 01.12.2016