Нефтяные убытки поделили не по-братски
Ольга Соловьева
Россия взяла на себя большую часть требований организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК) к не входящим в картель странам. ОПЕК предлагала странам вне картеля сократить производство на 600 тыс. барр. в сутки. Российские власти уже дали согласие на сокращение 300 тыс. барр. Другие страны поступили не столь самоотверженно. Например, Казахстан, производящий в 7 раз меньше нефти, чем РФ, снизит добычу лишь на 20 тыс. барр. в сутки, что в 15 раз меньше российских потерь. Впрочем, Москва была готова, судя по всему, на еще более серьезные уступки. Если бы экспортеры не договорились о сокращении добычи, нефтяные цены сейчас могли бы остановиться на уровне 30 долл. за баррель.
«Сейчас цена, которая в районе 50–55 долл. сформировалась в результате консенсуса на рынке. Она, конечно, примерно на 20 долл. выше, чем та цена, которая могла бы быть, если бы сделки не было», – заявил вчера глава Мин-энерго РФ Александр Новак в интервью телеканалу НТВ. «Это не только поступления в бюджет, это не только средства для компаний, чтобы реализовывать инвестиционные свои проекты, – это снижение волатильности и неопределенных факторов, которые не относятся к фундаментальным», – добавил он.
Как известно, в конце ноября страны ОПЕК приняли решение о сокращении с 1 января 2017 года добычи нефти на 1,2 млн барр. в сутки – до 32,2 млн барр. в день. В свою очередь, страны, не входящие в ОПЕК, в субботу в рамках «исторической» встречи стран-экспортеров договорились убрать с рынка еще 558 тыс. барр. в сутки. Изначально же предполагалось, что страны вне ОПЕК сократят производство на 600 тыс. барр. нефти в сутки.
Заметим, согласно ноябрьскому докладу ОПЕК, мировой уровень добычи нефти в октябре, по предварительным данным, составил 96,32 млн барр. в сутки. Таким образом, суммарное снижение добычи участниками договоренностей в 1,8 млн барр. соответствует почти 2% от уровня октябрьской мировой нефтедобычи.
За исполнением договоренностей должен будет следить специальный мониторинговый комитет. И в ближайшие дни организация стран – экспортеров нефти должна будет объявить о дате проведения первого заседания мониторингового комитета по исполнению решений, принятых нефтедобывающими странами в Вене. Об этом сообщил президент ОПЕК Мохаммед бен Салех ас-Сада по итогам встречи в Вене картеля с нефтедобывающими странами вне организации. Предполагается, что в комитет войдут представители Кувейта, Алжира и Венесуэлы, России и Омана.
В итоге к сокращению ОПЕК присоединились 11 независимых производителей: Россия, Азербайджан, Бахрейн, Бруней, Казахстан, Малайзия, Мексика, Оман, Экваториальная Гвинея, Судан и Южный Судан. «Впервые такое количество стран принимают участие в совместных действиях, я напомню, это все страны ОПЕК, которые недавно, 30 ноября, приняли соответствующее решение на 171-й конференции стран ОПЕК, а также 11 стран, не входящих в ОПЕК, которые добывают примерно 19 млн барр. в сутки, что примерно вместе со странами ОПЕК составляет около 55% мировой добычи нефти», – сказал Новак.
Основную нагрузку в сокращении, как и было оговорено ранее, возьмет на себя Россия – 300 тыс. барр. в сутки. И на такой целевой показатель, как отмечает Александр Новак, РФ выйдет уже в апреле-мае. «Снижение будет происходить поэтапно, к концу первого квартала оно составит 200 тыс. барр. в сутки.
Конечной целью является достижение показателя в 10,9 млн барр. в сутки», – подчеркивал российский министр. При этом он неоднократно говорил, что сократить производство РФ планирует от уровня октября, когда страна добывала около 11,2 млн барр. в сутки. Заметим, «НГ» ранее уже писала, что текущее снижение будет означать для РФ сокращение нефтедобычи на 3% и возвращение ее к уровням марта текущего года (см. «НГ» от 02.12.16).
В российском Минэнерго также подчеркивают, что для российских компаний участие в соглашении будет носить добровольный характер. «Никаких наказаний (компаниям, которые не будут выполнять соглашение или не будут сокращать добычу. – «НГ») не предусмотрено. Добровольный характер все договоренности носят, и корректировка планов компаний это тоже в первую очередь решение компаний», – сказал министр. Новак также подчеркнул, что российские нефтедобывающие компании не получат каких-либо компенсаций за сокращение добычи нефти. «Нет, никаких компенсационных механизмов не предусматривается… Компании, наоборот, выигрывают и бюджет выигрывает. Компенсировать выигрыш как можно?» – добавил глава российского Минэнерго.
На фоне того, что основное сокращение добычи приходится на РФ, снижение производства черного золота между другими странами вне ОПЕК зачастую происходит непропорционально. Так, второе место по объемам сокращения займет Мексика – 100 тыс. барр. в сутки, что в три раза меньше российского сокращения. Между тем Мексика добывает в пять раз меньше России – в среднем страна в текущем году производила около 2,15 млн барр. в сутки. По крайней мере именно с такого объема Мексика согласилась снижать добычу. Если бы Мексика так же сокращала свое производство на 3%, как и Россия, она бы убирала с рынка всего 65 тыс. барр.
Вызывают вопросы объемы снижения нефтедобычи и других стран. На первый взгляд оно кажется совершенно непропорциональным. Так, Казахстан обязался сократить добычу на 20 тыс. барр. в сутки, то есть в 15 раз меньше, чем РФ. При этом Казахстан добывает нефти не в 13 раз меньше, чем Россия, а только в 7 раз.
Между тем изначально страны ОПЕК предлагали казахам убрать с рынка 50 тыс. барр. в сутки, что примерно соответствует 3-процентному сокращению. «Да, это правда», – сказал министр энергетики Казахстана Канат Бозумбаев в ответ на просьбу подтвердить информацию, что Казахстану предлагали сократить уровень на 50 тыс. барр. «Мы не торговались, мы никогда не собирались на 50 тыс. (сокращать. – «НГ»). Это невозможно, – сказал министр. – Для меня был сюрприз, когда утром за завтраком мне дали бумагу, где ОПЕК считает, что мы на 50 тыс. должны». Невозможность большего снижение нефтедобычи Бозумбаев связывает с запуском новых месторождений в стране. «Нам сложно было сократиться, потому что мы ввели в строй месторождение Кашаган буквально пару месяцев назад, и в целом капитальные ремонты на наших крупных месторождениях закончились – на Тенгизе и на Чиганаке, – сказал министр. – Мы предполагали заморозку, но по просьбе коллег мы нашли резервы для того, чтобы снизить на 20 тыс. барр.».
Заметим, 7 декабря в Казахстане было официально запущено крупнейшее по запасам нефтегазовое месторождение Кашаган, запасы которого оцениваются в 35 млрд барр. нефти, 11 млрд барр. из которых считаются извлекаемыми. При этом с 1 ноября 2016 года добыча на Кашагане вышла на коммерческий уровень – более 75 тыс. барр. нефти в сутки.
Обратная ситуация наблюдается у Азербайджана. Так, страна обязалась сократить нефтедобычу на 35 тыс. барр. в сутки. По логике же 3-процентного сокращения Азербайджан должен был бы убрать с рынка лишь 20 тыс. барр. в сутки. Для сравнения: Азербайджан добывает в 14 раз меньше, чем РФ.
По мнению экспертов «НГ», такое явное несоответствие связано с объемом экспорта нефтепродуктов в этих странах. «Здесь для нас более важен показатель экспорта. Показатель нефтедобычи здесь второстепенен», – обращает внимание ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев. «Помимо экспортного потенциала важна также готовность страны к переговорам, насколько она готова хоть что-то сокращать», – продолжает эксперт.
По мысли аналитика Sberbank Investment Research Валерия Нестерова, небольшое снижение объемов производства черного золота в Казахстане связано с планами страны по увеличению добычи в месторождении Кашаган. «Что, возможно, перекроет любое сокращение», – не исключает он. В свою очередь, большое снижение со стороны Азербайджана аналитик связывает с собственным падением производства внутри страны. «Нефтедобыча в Азербайджане, по планам, должна была падать сама по себе. Так, по оценкам, в 2020 году страна будет добывать уже на 5% меньше уровней 2016 года», – говорит Нестеров.
«Структура экспорта России, в котором углеводороды формируют порядка 60%, значительно более диверсифицирована, чем у того же Азербайджана, где доходы от продажи нефти и газа формируют большую часть ВВП», – продолжает замначальника аналитического отдела компании «Солид» Азрет Гулиев. Вместе с тем даже сокращение на 300 тыс. барр. в сутки для РФ не критично. «Для сравнения, только в августе этого года объемы добычи достигали лишь 10,7 млн барр. в сутки, а в рамках соглашения таргетируемый уровень составляет 10,9 млн барр. По большому счету Россия могла бы без каких либо последствий самостоятельно сократить добычу на 600 тыс. барр. в сутки, при этом ее объемы не упали бы ниже даже уровней середины 2016 года», – указывает Гулиев.
Впрочем, пока сложно представить, что при таком количестве участников первоначальные договоренности будут четко и прозрачно исполняться. «Главный интерес будет представлять то, как соблюдается соглашение всеми участниками и насколько достоверную статистику по объемам они будут предоставлять», – резюмирует Нестеров.
Независимая газета. 12.12.2016