Не разлей вода. Почему Европа останется в орбите США
Наталья Еремина
В XX в. США постепенно оказывались все в большей степени вовлеченными в европейские дела. После окончания Первой мировой войны американский капитал стал активно осваивать европейский рынок, с учетом того, что представители европейских стран банально оказались должниками США. Позиции США в Западной Европе усилились после Второй мировой войны. А в результате крушения СССР США окончательно упрочили свое положение в Европе. И теперь уже не только финансовым и экономическим, но и военно-политическим образом. Изначально США пришли в Европу вслед за собственным капиталом. Но после Второй мировой войны на первый план вышли уже политические задачи.
Столпы американского влияния в Европе
США – это, прежде всего, корпорации, военная и экономическая сила, а также глобальная культура. Даже если гипотетически предположить, что американское политическое и военное влияние может сократиться, то при этом США обладают устойчивыми позициями на рынке глобальной культуры. После крушения СССР американизация массовой культуры стала совершенной обыденностью в европейских странах, тем более, что в это время быстрыми темпами рос Интернет.
В центре американского образа жизни, раскрученного США, лежат идеи экономических возможностей, политической свободы и иммигрантской культуры. Но в настоящее время эти идеи «хромают». США уже не являются единственной страной экономических возможностей, уже не выглядят как непререкаемый лидер свободного мира, а иммигранты вызывают чувство отторжения у многих современных американцев.
Тем не менее, США сохраняют превосходство в очень важном сегменте влияния - в СМИ, которые непосредственно определяют новостную повестку европейских средств массовой информации.
Так, CNN International остается крупнейшим информационным агентством в Европе, на которое ориентируются европейские СМИ. Это обстоятельство позволило всем западным средствам массовой информации буквально слиться воедино, например, в негативном представлении России.
Очевидным образом сохраняется американское влияние и в компьютерных технологиях. Телевидение, интернет, YouTube, iPhone родом из США. А именно они оказывают колоссальное влияние на молодежь. Крупнейшие корпорации в мире в этой сфере основаны в США: Microsoft, Apple, IBM, Intel, Dell и др. США также доминируют на европейском облачном компьютерном рынке. А глобальная облачная инфраструктура создается именно американским капиталом.
Нельзя не отметить и то, что США имеют возможности влиять на политику в области безопасности в Евросоюзе.
Благодаря подписанным соглашениям США сотрудничают с ЕС в области защиты европейских границ и персональных данных. При этом ЕС просто принял нормы и стандарты США в этой сфере. Поэтому эксперты часто указывают на то, что политика безопасности творится на трансатлантическом уровне, а не в Европе.
Другим важным и безусловным основанием влияния США на политику ЕС является американский капитал. Американские инвестиции после Второй мировой войны в 1950-60-е гг. в Европу постоянно росли, обеспечивая как минимум 50% от всех инвестиций, включая внутренние. А некоторые военные заказы США, размещенные, например, в Италии, в ходе Корейской войны, даже повлияли на так называемое итальянское экономическое чудо.
Согласно данным Financial Times от второго квартала 2016 г., американский капитал усилил свои позиции в Европе. И на фоне ухудшения показателей европейских банков, американские только увеличили свои доходы (Goldman Sachs, Morgan Stanley, Bank of America, JP Morgan, Citigroup). А по данным CNN, американская валюта наводнила Европу. При этом американские инвестиции позиционируются политиками в ЕС как драйвер для их экономики и трансатлантического сообщества в целом.
Еще одним столпом влияния США на европейские страны можно считать личное (т.е. существующее на личном уровне) и организационное воздействие представителей США на европейских партнеров. Периодически европейские журналисты сообщают о развитой системе лоббирования американских интересов в институтах ЕС. Лоббисты интересов США участвуют во всех дискуссиях в ЕС, начиная от технологий, заканчивая вопросами табака.
Так, соответствующие организации, занимающиеся лоббизмом и зарегистрированные на территории США, имели больше встреч с членами Европейской комиссии, чем какие-либо другие организации с конца 2014 г. по текущее время.
И на этих встречах они прямо представляли интересы США. Ряд экспертов также говорит о влиянии различных американских консультантов на европарламентариев. Американская коммерческая палата в ЕС сама участвует в экспертных группах, обсуждая вопросы сельского хозяйства, торговли, технологий и т.д.
Кроме того, американские НГО, например, Human Rights Watch и Centre for Democracy, также влияют на политику ЕС.
Сами представители ЕС привыкли сверять свои позиции во внешней политике с позициями США.
Например, китайский исследователь Жу Ликун пишет, что в отношениях ЕС-Китай именно американская реакция как сдерживает, так и направляет их развитие.
По этой причине он делает вывод о том, что ЕС не является ни зрелым, ни самостоятельным международным субъектом. И, конечно, цементирует и лакирует это воздействие связка членов ЕС с США в рамках НАТО. США остаются крупнейшим финансовым донором для организации, предоставляющей гарантии коллективной безопасности членам Евросоюза.
Трансатлантические виражи
Тем не менее, отношения между странами Евросоюза (а ранее Европейского экономического сообщества (ЕЭС)) и США испытывали взлеты и падения. Так, после окончания войны, европейские страны, попавшие в сферу влияния США, согласились с их политическими требованиями (в частности, изгнать из правительств коммунистов, вопреки их высокой популярности), получив взамен щедрое вознаграждение.
Но в 1957 г. Европа начала переживать процесс ревизии отношений с США, а европейцы стали открыто высказывать антиамериканские идеи и настроения, включая британское общество. В апреле 1961 г. на Совете Европы представитель Италии заявил, что Европа утратила доверие к американской внешней политике и уже не уверена в американском мировом лидерстве, так как американцы не желают нести бремя исторической ответственности за Европу.
После этого представители Европейского общего рынка стали говорить о трансатлантическом сообществе не как о базирующемся на мощи США, но как о системе договоренностей, опирающихся на два столпа – на Северную Америку и ЕЭС. Иными словами, именно после некоторого напряжения в отношениях между США и ЕЭС последнее стало всерьез задумываться о собственной правосубъектности.
Во время холодной войны Европа не могла чувствовать себя самостоятельной международной единицей. Между разными странами Европы (ЕЭС) и США сохранялись разногласия, но в условиях холодной войны европейцы предпочитали закрывать на них глаза. Притом что политический опыт у ЕЭС и США разный, да и отношение к идеологиям отличается. Например, в Европе понятие социализм не вызывает такого отторжения у истеблишмента, как в США.
Очередной виток изменений наступил после обрушения Берлинской стены и разрушения СССР. Washington Post тогда написала, что американцы решили свои проблемы в Европе и должны теперь переориентироваться на Азию.
Однако европейские партнеры были готовы к дальнейшим уступкам США – и в сфере развития трансатлантического партнерства (первое соглашение было подписано в 1995 г.), и в плане расширения в рамках ЕС, принимая в свой состав страны, уже вошедшие в НАТО, что служило крепким основанием присутствия США в Европе.
Сейчас политическое единство ЕС и США проявлено в интерпретации событий на Украине, вокруг Крыма и в Сирии. Важно, что европейские лидеры, даже проявляя готовность к переговорам с Россией, получали в ответ от американских партнеров пренебрежительные высказывания. Здесь можно вспомнить как В. Нуланд в кулуарах охарактеризовала визит канцлера ФРГ в Москву как «московские штучки Меркель», о чем писали СМИ.
НАТО – краеугольный камень
США нуждаются в поддержке Европы в Афганистане, Ираке, Ливии. Поэтому Brexit не представляется ими как переворот в трансатлантических отношениях. Так, после Brexit’a представитель Госдепартамента США Джон Кирби поспешил уведомить, что ЕС и Соединенное Королевство – это краеугольные камни в европейской и международной безопасности. А бывший посол США в ЕС Р. Морнингстар особо отметил, что по вопросам санкций в отношении России США имеют прекрасного союзника в лице ЕС.
Вместе с тем, сейчас Ближний Восток стал новым источником напряжённости между ЕС и США. При этом ЕС серьезно обеспокоен ослаблением своего влияния. Сейчас он стремится активизироваться на разных направлениях: иранском, афганском, ливийском, иракском, сирийском.
Но, невзирая на периодические разногласия (например, в отношении вторжения в Ирак), ЕС предпочитает по-прежнему смотреть на США как на гаранта европейской безопасности.
И НАТО здесь представляется уже не альянсом коллективной безопасности, а основным и единственным институтом безопасности для ЕС с признаваемой гегемонией США.
Именно по этой причине лидеры ЕС всерьез задумались о самостоятельном будущем своего проекта после избрания Дональда Трампа президентом США. Отсюда и поспешные заявления о продлении санкций в отношении России, о европейской армии, значительная активизация усилий на сирийском направлении и многое другое. Таким образом, ЕС стремится продемонстрировать готовность проявлять собственную политическую волю, без которой немыслима международная субъектность. Но при этом с надеждой смотрит на США, опасаясь их «измены». Но в таком случае очевидно, что партнерство ЕС с США так и не будет выстроено как равноправное.
Евразия.Эксперт. 08.12.2016