Киев и Брюссель пытаются сгладить шероховатости
Татьяна Ивженко
Вчера в Брюсселе подводили итоги первого года действия соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС. Прозвучавшие традиционные заявления о развитии сотрудничества скрывают массу проблем в двусторонних отношениях. Самая очевидная из них – проволочки с предоставлением Украине безвизового режима. Самая сложная – согласование рамок ассоциации с особой позицией Нидерландов, из-за которой ратификация соглашения до сих пор остается незавершенной.
Напомним, соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС было подписано весной–летом 2014 года (отдельно – политическая часть и раздел о создании зоны свободной торговли). В сентябре того же года Верховная рада и Европарламент в режиме видеоконференции синхронно ратифицировали весь документ. После чего начался необходимый процесс ратификации соглашения в парламенте каждого государства – члена ЕС. В прошлом году этот этап был завершен, однако в Нидерландах начались споры по поводу уже ратифицированного соглашения. В апреле с.г. в стране провели референдум, в нем приняли участие треть имеющих право голоса жителей страны, из них около 60% выступили против ратификации соглашения с Украиной.
Само соглашение об ассоциации, включая раздел о зоне свободной торговли (ЗСТ), вступило в силу в полном объеме, но в режиме временного применения. Его политическая часть предполагает, что Украина проведет масштабные реформы. ЕС готов предоставить консультативную и частично финансовую помощь. Например, вчера на заседании Совета ассоциации Украина–ЕС было подписано отдельное соглашение о выделении Евросоюзом Киеву более 100 млн евро на реформу сектора государственного управления: продолжится уже начатый процесс упрощения системы административных услуг, будет проводиться обучение новых кадров и т.п.
Бывший глава МИД Украины Владимир Огрызко сказал «НГ», что реформы в Украине проводятся, но граждане пока не почувствовали радикальных перемен. Он отметил, что прорывом мог бы стать безвизовый режим, который формально не связан с соглашением об ассоциации. Но рядовые украинцы видели в отмене европейских виз сигнал о сближении с ЕС. К концу года прорыва не случилось: безвизовый режим переносится на 2017-й.
Руководитель Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко сказал украинским журналистам: «Не стоит путать процессы по безвизовому режиму с ЕС и соглашению об ассоциации Украины и ЕС. Если по безвизовому режиму процесс затянулся, причем по вине ЕС, и голосование будет в начале 2017 года, то позиция Нидерландов относительно соглашения об ассоциации с Украиной – сложнее». Фесенко пояснил, что соглашение об ассоциации уже действует, пусть и в режиме временного применения: «Возникает неоднозначная и противоречивая ситуация: что делать, если соглашение действует, но оно не ратифицировано до конца?»
В Нидерландах планируют принять окончательное решение в январе. Если парламент все же откажется ратифицировать соглашение с Украиной, то документ будет по-прежнему действовать во временном режиме, сказал Владимир Огрызко. Комментируя ситуацию, он сказал «НГ»: «Это можно назвать гримасами демократии: большинство от меньшинства избирателей одной из стран ЕС выступили против даже не самого соглашения об ассоциации с Украиной, а против европейской бюрократии, против собственных опасений относительно мигрантов…»
Учитывая приближение выборов, власть Нидерландов решила учесть в своей политике итоги консультативного референдума. Вопрос зашел так далеко, что он на прошлой неделе рассматривался на саммите глав и правительств ЕС. Было принято неприятное для Украины решение: саммит утвердил отдельный документ в дополнение к соглашению. Он вступит в силу, если Нидерланды завершат ратификацию соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС.
В этом дополнительном документе сказано, что Украина и ЕС должны развивать тесные и долгосрочные отношения партнерства, но ассоциация «не предоставляет статуса кандидата на вступление в Евросоюз, а также не создает обязательств присвоения такого статуса Украине в будущем». В следующем пункте отмечается, что ЕС и Украина будут сотрудничать в сфере безопасности, но ассоциация не является обязательством Евросоюза или государств – членов ЕС обеспечивать гарантии коллективной безопасности или другую военную помощь и поддержку Украине. Еще один пункт гласит, что ЕС поддерживает реформы в Украине, но не станет выделять дополнительное финансирование для их проведения. Следующее уточнение связано с тем, что ассоциация и безвизовый режим не дают украинцам права постоянно жить и работать на территории ЕС.
Один из украинских дипломатов, попросивший не упоминать его имени, сказал «НГ», что «ничего страшного и ничего нового в этом документе нет». Он пояснил, что по требованию Нидерландов были выписаны те нормы, которых в самом соглашении об ассоциации нет: «Еще в период президентского срока Януковича украинская власть пыталась вписать в текст соглашения пункт о перспективе членства Украины в ЕС. Но европейская сторона категорически отказалась. Сейчас на саммите ЕС только подтвердили: ассоциация и членство – разные вещи. Раз мы не являемся полноправным членом ЕС, то, конечно, не можем рассчитывать ни на участие в системе коллективной безопасности, ни на отдельную строку финансирования. Наконец, постоянное жительство и автоматическое трудоустройство в ЕС не предусмотрено процедурой безвизового режима. Это и так всем известно».
Тем не менее украинцев все больше раздражает как переменчивая позиция Нидерландов по поводу соглашения об ассоциации, так и неоднозначная ситуация с отменой виз со стороны ЕС. Общее настроение выразил обозреватель агентства УНИАН Николай Кондратенко: «После демонстрации такого отношения (утверждения на саммите ЕС отдельного документа к соглашению об ассоциации. – «НГ») невольно закрадывается мысль: зачем нам это все? Ради чего мы терпели все их требования на протяжении последних трех лет, если украинцев не просто лишают даже элементарной перспективы, а явно показывают: нас не хотят видеть в своих рядах! Как тут не вспомнить их суетливость и переживания, когда Янукович уводил Украину под крыло России. Тогда мы были им нужны, а сейчас уже, получается, не совсем…»
Исправить ситуацию должно было вчерашнее заседание совета ассоциации Украина–ЕС, состоявшееся в Брюсселе. Стороны подписали ряд соглашений о секторальном сотрудничестве, в частности, в приграничных районах. Отдельно обсуждались вопросы развития ЗСТ. Накануне встречи Министерство экономразвития и торговли Украины сообщило, что по итогам года доля ЕС в общем объеме экспорта украинских товаров составила 41%. В Европу поставляются в основном украинские продукты, сырье и некоторые виды товаров легкой промышленности. Продукция должна соответствовать европейским критериям качества. Но не все производители, модернизировавшие свои предприятия в соответствии с требованиями ЕС и получившие соответствующие лицензии, смогли пробиться на европейские рынки. Дело в том, что ЗСТ предусматривает квоты на украинские поставки. Весь 2016 год обсуждалось увеличение этих квот.
Один из украинских политиков ранее неофициально сказал «НГ», что позиция Нидерландов могла бы сослужить хорошую службу Украине: «Если внесут хоть слово поправок в текст соглашения об ассоциации, тогда это будет уже другой документ. Нужно будет начинать с начала парафирование текста, подписание и затем ратификацию. Они хотят добавить пункты в политическую часть? А мы можем потребовать изменить экономическую часть – сделать более выгодными для Украины условия ЗСТ». Но в итоге саммит ЕС решил не менять действующее соглашение, а все уточнения утвердить отдельным документом.
В Киеве отмечают, что сотрудничество строится на секторальном уровне. Именно так была построена вчера встреча в Брюсселе, отметил Владимир Огрызко: «Состоялась рутинная рабочая встреча, проведение которой регламентировано самим соглашением об ассоциации. Стороны проанализировали, что достигнуто за год, где позитив, что является негативом, обсудили, как действовать дальше, договорились расширять правовую базу сотрудничества…»
К моменту сдачи номера в печать в Брюсселе продолжались заседания по отдельным направлениям сотрудничества. Сторону ЕС представляла глава европейской дипломатии Федерика Могерини, украинскую сторону – первый вице-премьер Степан Кубив (поездка главы правительства Владимира Гройсмана была отменена в последний момент из-за принятого в ночь на понедельник решения украинской власти национализировать крупнейший коммерческий банк страны).
В Брюссель направилась большая украинская делегация. Часть ее обсуждала с представителями ЕС перспективы урегулирования в Донбассе. Другая занималась проблемами торговли. Отдельно проходила конференция по вопросам стратегического партнерства Украина–ЕС в энергетической сфере, в ней приняли участие вице-президент Еврокомиссии Марош Шефчович, министр энергетики и угольной промышленности Украины Игорь Насалик, председатель правления «Нафтогаза Украины» Андрей Коболев, другие чиновники и представители крупных частных энергетических компаний. К моменту сдачи номера в печать переговоры об энергетическом сотрудничестве еще продолжались.
Независимая газета. 20.12.2016