Азиатский банк развития: Рост в азиатских экономиках стабилен

Несмотря на неблагоприятные внешние условия, развивающиеся страны Азии сохранят рост на уровне 5,6% в 2016 и 2017 годах, который будет поддерживаться устойчивостью крупнейших экономик региона: Китайской Народной Республики (КНР) и Индии, считает Азиатский банк развития (АБР). КНР, скорее всего, достигнет показателей роста, спрогнозированных АБР ранее – 6,6% в 2016 году и 6,4% в 2017 году.

Экономический рост в Восточной Азии ускорится до 5,8% в этом году и 5,6% в 2017 году, поскольку общие субрегиональные темпы роста постепенно стабилизируются. Неожиданное изъятие крупных банкнот в Индии, скорее всего, немного замедлит рост азиатского региона в этом году, однако Южная Азия останется наиболее динамично растущим регионом.

Экономический рост в крупнейших странах Юго-Восточной Азии в третьем квартале текущего года соответствовал прогнозам АБР, а в Филиппинах и Малайзии даже превысил ожидаемый уровень. В целом по субрегиону рост ожидается на уровне 4,5% в 2016 году, и 4,6% в 2017 году. Что касается нефтедобывающих стран Центральной Азии, то на данный момент роста цен на сырьевые товары недостаточно, что бы покрыть их фискальные потери. Кризис в России также отрицательно сказывается на странах Центральной Азии, находящихся с ней в тесных торгово-экономических отношениях.

Среди внешних рисков, способных заметно замедлить экономический рост в Азии стоит отметить медленное восстановление в еврозоне, Японии и США. Повышение процентных ставок ФРС может ослабить приток капитала в регион и ухудшить макроэкономическую среду.

Отход от глобализации и усиления политического давления против свободной торговли может создать много препятствий в торговле, потенциально замедляя ход региональной интеграции. Более того, недавние политические события, такие как Brexit и победа Трампа на президентских выборах в США свидетельствуют о растущей волне антиглобализма, что может привести к росту глобальной неопределенности и подорвать доверие к международным институтам.

Замедление роста в КНР наиболее сильно влияет на динамику торговых показателей в азиатском регионе. Задолженность частного сектора – либо напрямую, либо посредством внутригруппового кредитования, продолжает расти во многих странах Азии. Наряду с заимствованиями азиатских компаний, рост задолженности домохозяйств является проблемным моментом для многих стран региона, особенно в случае резкого повышения процентных ставок. Учитывая перечисленные риски, которым часто подвергаются азиатские страны, им необходимо работать над повышением устойчивости своих экономик, заранее выявляя потенциальные угрозы.

Взвешенная политика, которая должна повысить уровень устойчивости экономик к непредвиденным внешним шокам, должна иметь пять направлений, включающих:

  • стабильную макроэкономическую среду;
  • гибкую микроэкономическую структуру;
  • структурные реформы;
  • социальные программы;
  • активное глобальное и региональное сотрудничество.

Составляющие политики, направленной на построение экономической устойчивости

Темпы роста торговли в регионе были ниже темпов роста мировой торговли, они также оказались ниже темпа роста ВВП. В странах Азии и Тихоокеанского региона объемы торговли снизились с 3,5% в 2014 году до 2,3% в 2015 году, что гораздо больше снижения объемов мировой торговли с 2,8% до 2,7% за тот же период. Для сравнения, объемы торговли в Северной Америке снизились на 0,8 процентных пунктов (п.п.) до 3,7%, в Африке – на 0,4 п.п. до 0,7%. В Европейском союзе, напротив, рост торговли ускорился до 4,3% с 2,7%, на Ближнем Востоке – до 3,3% с 1,5%.

Динамика торговли товарами и ВВП в Азии и в мире, % год к году

Торговый спад в Азии был вызван ослаблением динамики торговли в КНР, а также замедлением темпов роста торговли промежуточными товарами в регионе. Торговые показатели КНР ухудшились в 2015 году, когда рост объемов торговли составил всего 0,2%, по сравнению с 5,4% в 2014 году. Экспорт КНР продолжает расти, но гораздо медленнее, (на 4,8% в 2015 году по сравнению с 6,8% в 2014 году), поскольку реформы продолжают уводить экономику от экспортно-ориентированного роста к росту, основанному на внутреннем потреблении. Импорт сократился на 4,2%, сменив 4% рост в 2014 году. Учитывая то, что доля КНР в общем объеме торговли региона наибольшая, ухудшение динамики торговых показателей республики замедлило рост торговли во всем азиатском регионе.

Динамика торговли КНР и Азии без КНР,% год к году

Что касается прямых иностранных инвестиций (ПИИ), то обмен передовым опытом между странами Азии в целях ускорения финансового развития и улучшения состояния инвестиционного климата будет способствовать привлечению большего объема ПИИ в регион. Наибольший спад притока ПИИ в Азии в 2015 году приходился на регион Центральной Азии – иностранные инвестиции сократились на 23% до $15,6 млрд., с $20,3 млрд. в 2014 году. Наименьшая доля ПИИ среди субрегионов Азии также принадлежит региону Центральной Азии – 3%.

Распределение притока ПИИ между субрегионами Азии (2015 год), %

Продолжающийся спад в Российской Федерации и низкие мировые цены на сырье, в частности, на нефть и природный газ, омрачают прогнозы роста для Центральной Азии. В странах-экспортерах энергоносителей - Азербайджане, Казахстане, Туркменистане и Узбекистане - низкие доходы от экспорта углеводородов не могут в достаточной мере наполнить национальные бюджеты, что отрицательно сказывается на государственных инвестициях. В государствах-энергоимпортерах – Армении, Грузии и Таджикистане – доля денежных переводов в ВВП сокращается. В то же время, умеренная инфляция поддерживает торговлю, в том числе и в Кыргызской Республике. За счет государственных инвестиций сельское хозяйство и строительство (в некоторых странах) поддерживали экономический рост в первые 9 месяцев текущего года, однако общий объем промышленного производства в целом снизился из-за слабого внутрирегионального спроса.

Совокупный экономический рост в Центральной Азии (ЦА) в 2016 году прогнозируется на уровне 1,5%. Более динамичный рост, по сравнению с предыдущими прогнозами, в Кыргызской Республике и Таджикистане компенсирует замедление в Армении и Грузии. В третьем квартале 2016 года, Казахстан продемонстрировал небольшой экономический прирост в основном за счет общественного строительства, в то время как в Азербайджане до сих пор нет значимых признаков восстановления. В целом, прогноз роста в регионе Центральной Азии на 2017 год остается на уровне 2,6% с чуть более оптимистичным прогнозом для Кыргызской Республики и Таджикистана.

В 2015 году экономические показатели резко упали во всех странах региона ЦА. Теперь экономики вынуждены работать над повышением уровня своей сплоченности и устойчивости к внешним шокам. Тем не менее, активное укрепление экономического сотрудничества в регионе открывает новые возможности роста для стран, входящих в него. К примеру, инициатива воссоздания и расширения «Шелкового Пути», который свяжет Азию и Европу сухопутно и по морю, позволит странам Центральной Азии углубить внешние торговые связи. Дальнейшая интеграция Казахстана и Кыргызской Республики в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) снизит внутренние торговые и инвестиционные барьеры для свободного перемещения товаров, услуг и капитала, и будет также содействовать экономическому росту региона.

Источники:

  1. ADB Asian economic integration report https://www.adb.org/sites/default/files/publication/214136/aeir-2016.pdf
  2. ADB Asian development outlook supplement https://www.adb.org/sites/default/files/publication/216421/ado-supplement-dec-2016.pdf

ИЭСКР. 27.12.2016

Читайте также: