Армения свяжет Иран с ЕАЭС
Юрий Рокс
Сегодня по приглашению президента Армении Сержа Саргсяна в Ереван с официальным визитом прибудет президент Ирана Хасан Рухани. В ходе визита иранский гость встретится с первыми лицами армянского государства, а по завершении переговоров на высшем уровне состоится церемония подписания документов, направленных на углубление двустороннего сотрудничества. Предполагается, что главы государств посетят армяно-иранский бизнес-форум.
Премьер-министр Армении Карен Карапетян накануне визита президента Ирана встретился с представителями ведущих компаний – импортеров страны, а за день до того с экспортерами. Предприниматели представили премьеру проблемы, с которыми сталкиваются, и действия, которые, на их взгляд, должно предпринять правительство для улучшения бизнес-климата. В ходе беседы Карапетян, затронув вопросы нестабильного в зимний период автомобильного сообщения Армении с внешним миром через КПП «Верхний Ларс» на грузино-российской границе, отметил, что правительство разрабатывает новые транспортные схемы. С учетом этого заявления визит Хасана Рухани представляется еще более интересным, так как, не считая существующих маршрутов через Грузию, Ереван только через территорию Ирана имеет выход из региона. Два других соседних государства – Азербайджан и Турция – до разрешения карабахского конфликта, надо полагать, в пользу Баку, отказываться от блокады Армении не намерены.
Коммуникационные проблемы Армении в Иране рассматривались еще во время президентства Махмуда Ахмадинежада. Тогда власти двух стран подписали соглашения в транспортной и энергетической сферах. Планы были грандиозные: соединить железные дороги двух стран, построить несколько высоковольтных линий электропередачи и нефтеперерабатывающий завод в армянском приграничье, ввести нулевые тарифы для армянских грузов на иранских автомобильных дорогах и беспошлинное пользование Арменией иранскими портами Бендер-Аббас и Энзели. Однако, по сути, кроме ЛЭП, по которой иранское приграничье получает электричество из Армении, все осталось на бумаге. Чуть дальше остальных проектов продвинулся железнодорожный, вроде бы основательно просчитанный. Но требующиеся для его реализации 3,5 млрд долл. пока не нашлись. Одной из главных причин неудачи называлась изоляция Ирана. Но теперь он выведен из-под санкций, и у сторон появилась возможность реанимировать амбициозные планы.
По словам заведующего кафедрой иранистики Ереванского государственного университета Вардана Восканяна, визиты такого уровня не бывают демонстрационными, а, как правило, наполнены серьезным практическим содержанием. «Я бы выделил два аспекта предстоящих переговоров. Первый – обобщение всего, что было сделано между Ираном и Арменией как в политической плоскости, так и в экономической после периода выхода Ирана из-под международных санкций. Второй – фактическое оформление повестки между Ираном и Арменией, которая включает новые проекты», – сказал «НГ» Вардан Восканян. По его мнению, речь в первую очередь идет об экономической составляющей, так как на политической арене между странами установились очень хорошие отношения, какие только могут быть между двумя соседями, – это высокий уровень взаимного доверия, отмена визового режима между Ираном и Арменией. «В экономике же нашим странам есть над чем работать. Главным образом это касается роли Армении в транспортном и энергетическом коридоре Север–Юг, который охватывает коммуникационные и энергетические проекты, связывающие Персидский залив с Черным морем. Он состоит из нескольких компонентов: железная дорога между Ираном и Арменией и строительство дороги Север–Юг, которая свяжет Иран и Армению с выходом на черноморские порты Грузии. Второй компонент из сферы энергетики, и он тоже состоит из двух частей», – сказал Восканян.
Первая – это электроэнергетический коридор, в котором, согласно подписанному в Ереване протоколу, будут участвовать четыре страны – Армения, Иран, Грузия и Россия. После введения в эксплуатацию третьей ЛЭП между Арменией и Ираном Иран увеличит объемы поставок газа в Армению по бартерной схеме – электричество в обмен на газ. Одновременно прорабатывается вопрос экспорта иранского газа через Армению в Грузию с вероятным выходом на другие рынки. «Если обобщить, то в повестку ирано-армянских отношений включены глобальные проекты энергетических и транспортных коридоров между Персидским заливом и Черным морем, а также интересные местные проекты, перспективные в плане выхода Ирана на Евразийский союз (ЕАЭС). В первую очередь это касается создания зоны свободной торговли (ЗСТ) на границе с Ираном с армянской стороны. Проект согласован как с иранской стороной, так и, судя по официальным заявлениям армянских ведомств, с евразийскими структурами», – сказал «НГ» Вардан Восканян. По его словам, иранская сторона неоднократно заявляла, что рассматривает Армению в качестве связующего звена для выхода на евразийский рынок.
На вопрос «НГ» о том, что заинтересованность Армении в развитии коммуникаций с Ираном понятна, но так ли уж это нужно Ирану, практически имеющему и транспортный, и энергетический выходы в северном и европейском направлениях через Азербайджан, Вардан Восканян заметил, что дифференциация никогда никому не мешала. «С другой стороны, после визита в Баку премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху отношения с Тегераном расстроились. Активное сотрудничество в военной сфере между Азербайджаном и Израилем направлено, с одной стороны, против Армении, с другой – против Ирана. Тегеран выступил с довольно жесткими заявлениями. Также несколько обострились отношения между Ираном и Турцией. В Анкаре и других городах Турции прошли манифестации у иранских диппредставительств. Тегеран ответил вызовом посла Турции в МИД для разъяснений», – сказал Варданян. По его словам, если рассматривать Азербайджан и Турцию как соперников Армении в плане обеспечения выхода Ирана на северные рынки, то сейчас у Армении хорошие позиции, и Тегеран это осознает. «Мировой опыт показывает, что со странами, с которыми имеются геополитические разногласия и проблемы на политическом поле, невозможно строить прочные экономические связи, вести бизнес, как, например, в случае российско-турецких отношений», – отметил Варданян. По его словам, в Тегеране ценят стабильность Армении и не забудут то, что Ереван никогда и в самые трудные дни санкций против Тегерана не позволял себе никаких антииранских действий и не участвовал в антииранских планах, в отличие от Азербайджана и Турции, которые пользовались трудным положением Ирана для продвижения своих целей.
Независимая газета. 21.12.2016