Армения планирует стать воротами ЕАЭС в Иран
Айк Халатян
21 декабря в Ереване состоялись переговоры лидеров Армении и Ирана. В центре внимания – экономические проекты. Президент Ирана Хасан Рухани декларирует амбициозную цель связать Персидский залив с Черным морем. При этом в Иране считают, что создание Евразийского экономического союза и присоединение к нему Армении открывает уникальные возможности для расширения торговли. Ереван хочет использовать интерес Ирана, чтобы стать его проводником на евразийское пространство через Южный Кавказ, однако сделать это не так просто. Удастся ли Армении разомкнуть изоляцию при помощи ЕАЭС и Ирана?
Почти за два года, прошедшие с момента вступления Армении в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), армянская экономика пока не смогла продемонстрировать серьезных успехов в силу ряда объективных причин: сложностей российской экономики из-за падения цен на нефть и западных санкций, а также падения мировых цен на медь. Так, объем внешнеторгового оборота Армении по итогам 2015 г. сократился на 20,6% по сравнению с 2014 г., составив порядка $4,740 млрд.
В 2016 г. начался рост внешнеторгового оборота Армении, прежде всего, за счет увеличения экспорта, что является особенно важным для национальной экономики. Однако вопрос поиска ресурсов для опережающего экономического роста стоит остро.
Армяно-иранские отношения: политика и экономика
На этом фоне в Армении все активнее обсуждаются варианты более эффективного использования республикой тех возможностей, что ей предоставляет членство в ЕАЭС. В частности, речь идет о создании зоны свободной торговли между ЕАЭС и Ираном. Учитывая, что Армения – единственная страна-участница союза, которая имеет сухопутную границу с Ираном, это позволит существенно повысить роль республики в ЕАЭС. Ведь сейчас Армения фактически представляет собой периферийный анклав ЕАЭС.
А учитывая слабые экономические связи Армении с другими республиками союза (за исключением России), ее членство в ЕАЭС в большей степени обусловлено политическими причинами, чем экономическими.
Следует отметить, что уровень экономических отношений между Ереваном и Тегераном значительно уступает уровню политического взаимодействия. И если до 2011 г. товарооборот демонстрировал стабильный рост (в 2005-2011 гг. товарооборот почти утроился – с $117,7 млн до $323 млн), то затем введенные против Ирана западные санкции, особенно американские санкции в финансовой сфере, серьезно сказались на торговле двух стран.
Каждый год двусторонняя торговля существенно снижается. Так, по итогам 2015 г. товарооборот между двумя странами снизился на 5,2%, составив $276,3 млн. Негативная тенденция продолжилась и в этом году – в январе–августе 2016 г. зарегистрировано сокращение взаимной торговли на 13,3%.
Поэтому в Армении позитивно восприняли нормализацию отношений между Ираном и Западом и снятие санкций, ожидая, что это положительно скажется не только на взаимной торговле, но и на возможностях Ирана более активно участвовать в крупных инфраструктурных проектах, связанных с Арменией.
Общая инфраструктура Армении и Ирана
Один из таких проектов – железная дорога Армения – Иран, которая имеет для армянской стороны стратегическое значение. И хотя Тегеран готов за свой счет построить участок до границы с Арменией, препятствие для реализации проекта представляет собой его высокая стоимость из-за ведения работ на сложных горных участках ($3,5 млрд, по оценкам Минтранса Армении) и недостаточный для окупаемости вложенных средств грузопоток. Особенно с учетом других уже реализуемых транспортных коридоров (Иран – Азербайджан – РФ).
И пока данный проект железной дроги Армения – Иран остается на бумаге, армянская сторона реализует другие транспортные инициативы, в частности, коридор «Север-Юг» общей протяженностью 556 км, призванный обеспечить выход Ирана к Черному морю и европейским странам через территорию Армении (автотрасса Мегри – Капан – Горис – Ереван – Аштарак – Гюмри – Бавра) и Грузии.
Кроме того, армянская сторона предлагает Тегерану проект мультимодальных перевозок из Ирана в европейские страны и обратно с использованием автомобильного транспорта и железной дороги Армении. Проект предполагает перевозки грузов автотранспортом из Ирана к железнодорожной станции Ерасх (Армения), откуда грузы армянскими поездами будут доставляться в грузинский порт Поти, а впоследствии – на европейские рынки и в Россию.
Две страны уже реализуют крупные проекты, особенно в сфере энергетики. Это и программа «Газ в обмен на электроэнергию», в рамках которого иранский газ перерабатывается в Армении электроэнергию, предназначенную для экспорта в Иран из расчета 3 кВт.ч за 1 куб. м. природного газа (согласно соглашению, в течение 20 лет Иран поставит Армении 36 млрд куб. м. газа с возможным увеличением срока действия договора на пять лет и общего объема поставок газа до 47 млрд куб. м). Другой проект – строительство ГЭС на пограничной реке Аракс с расчетной мощностью около 130 МВт и объемом произведенной электроэнергии – около 800 млн кВт.ч в год (для ее передачи в Иран строится ЛЭП).
При этом к энергетическому сотрудничеству Армении и Ирана присоединяются и Грузия с Россией. Четыре страны подписали в апреле 2016 г. в Ереване «дорожную карту» строительства энергетического коридора «Север-Юг». Он должен быть реализован до 2019 г., а его мощность будет достигать около 1000 МВт. В рамках программы осуществляется строительство высоковольтных ЛЭП, которые должны соединить энергосистемы России, Грузии, Армении и Ирана. Кроме того, Иран планирует осуществить поставки газа в Грузию через армянскую территорию.
Зона свободной торговли ЕАЭС-Иран
Что касается создания зоны свободной торговли (ЗСТ) ЕАЭС с Ираном, то Армения инициировала вопрос о подготовке соглашения.
Руководство Армении подчеркивает, что намерено стать «мостом», соединяющим Иран с ЕАЭС.
И, как признают представители Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), Ереван – главный лоббист данной идеи, свидетельством чего стало выступление премьер-министра Армении Карена Карапетяна на прошедшем в конце октября 2016 г. в Минске заседании Евразийского межправительственного совета. Он подчеркнул, что заключение соответствующего соглашения с Ираном в интересах всех стран союза. «Как нам представляется, имеются возможности для одновременной работы над конструкцией, обеспечивающей реализацию временного соглашения параллельно с переговорами между ЕАЭС и Ираном по заключению соглашения о свободной (преференциальной) торговле», – сказал Карапетян.
Следует отметить, что и президент Серж Саргсян, представляя конкурентные преимущества Армении на прошедшем в октябре в Нью-Йорке мероприятии «Армения: инвестиционный форум 2016», отмечал возможность выхода через Армению на рынки ЕАЭС и Ирана, заметив, что выбор девиза форума «Армения – ворота к большим рынкам» не случаен.
Эксперты отмечают, что в случае создания ЗСТ Армения может предложить Ирану импортировать сырье и после изготовления товаров с маркой «сделано в Армении» экспортировать их не только на рынок ЕАЭС, но и в Евросоюз, с которым у Армении действует преференциальный торговый режим GSP+.
В свою очередь, для армянских товаров станет более доступным рынок Ирана, который иранские власти защищают от иностранных производителей с помощью сильных протекционистских мер.
Президент Совета директоров Американской торговой палаты в Армении Тигран Джрбашян считает, что Армения может получить больше выгоды, превратившись в «портал» доступа в Иран. По его мнению, иностранные компании будут открывать свои представительства в Армении для работы с Ираном. «В плане бизнес-климата Армения однозначно более привлекательна, чем Иран. Здесь играют свою роль также другие особенности Ирана, например, исламский банкинг, суды Шариaта и пр. Иран – привлекательная страна для торговли, но не для ведения или обслуживания бизнеса», – сказал он.
По словам члена Коллегии (министра) по основным направлениям интеграции ЕЭК Татьяны Валовой, все страны ЕАЭС выступают за создание ЗСТ с Ираном, но подготовка документа – очень тщательный процесс, требующий учета интересов всех государств.
Вероятно, прогнозируя, что обсуждение ЗСТ с Ираном будет долгим процессом, правительство Армении начало работу над созданием армяно-иранской свободной экономической зоны (СЭЗ) на границе с Ираном в городе Мегри, договорившись об этом с другими странами ЕАЭС. По мнению армянских властей, СЭЗ позволит Ирану открыть совместные предприятия с государствами – членами ЕАЭС и беспошлинно экспортировать продукцию на евразийский и европейский рынки, а также окажет содействие в развитии регионов Армении.
Евразия.Эксперт. 23.12.2016