Зачем ЕАЭС «Белая книга» барьеров, изъятий и ограничений

Кирилл Соков

В начале июля Евразийская экономическая комиссия заявила о намерении сформировать «Белую книгу» – программный документ, в котором были бы сведены воедино все существующие на сегодняшний день препятствия для функционирования единых рынков товаров, услуг, капиталов и рабочей силы ЕАЭС. И хотя работа по ее созданию пока не закончена, промежуточные результаты работы свидетельствуют, что проблем в этой области гораздо больше, чем изначально предполагалось.

Спустя шесть с лишним лет после создания Таможенного союза и почти два – после его трансформации в Евразийский экономический союз существование внутренних преград для свободной торговли, которая, собственно, и является краеугольной идей создания объединения, может показаться нонсенсом. Но изъятия из режима свободной торговли существуют практически во всех организациях такого рода. Особенно характерным их существование является для начальной стадии создания таможенных объединений, когда формирование общих рынков еще находится на начальной стадии, а механизм их функционирования до конца не отработан.

Задачи поиска и устранения препятствий для функционирования общих рынков ставились перед исполнительными органами ЕАЭС неоднократно. В декабре 2013 г., например, о необходимости сформировать к 1 марта следующего года полный список всех изъятий и определить меры по их устранению говорил президент РФ В. Путин. В конце мая этого года о том, что равные экономические условия для государств ЕАЭС и безбарьерная среда так и не созданы, заявил глава Белоруссии А. Лукашенко. Коллегия ЕЭК на днях констатировала, что в Киргизстане вопреки статье 71 договора о ЕАЭС налогообложение товаров, произведенных из сельскохозяйственного сырья государств-членов, осуществляется в менее благоприятном режиме, чем налогообложение товаров, выработанных из отечественного сырья, и обязала киргизские власти устранить эту нестыковку.

Устранить препятствия оказалось гораздо труднее, чем это предполагалось. Отдельные рынки, такие, например, как поставки нефтегазовых ресурсов, изначально были выведены из ведения ЕАЭС. Кроме того, выяснилось, что руководящие органы союза не только не имели полного перечня изъятий и ограничений, но и не знали их реального количества. Между тем их список по мере поступления информации с мест от предпринимателей и организаций постоянно пополнялся.

5 июля коллегия ЕЭК под руководством ее председателя Тиграна Саркисяна заявила о намерении свести всю информацию по этому вопросу в рамках «Белой книги» («Белой книги препятствий»). «Принципиально важно усилить работу по этому направлению, – прокомментировал сложившуюся ситуацию Т. Саркисян, – тем более что устранение действующих препятствий, каким бы сложным оно ни было, и есть, в сущности, основная цель создания ЕАЭС». Помимо самого перечня препятствий в книгу предполагалось включить «дорожную карту» с графиком и мерами по их устранению. На тот момент ЕЭК удалось устранить 81 препятствие, включая, например, двойное обложение НДС при ввозе физлицами автотранспортных средств. При этом порядка 450 препятствий, около 80% которых в соответствии с правом ЕАЭС относились к категории допустимых, по-прежнему действовали.

Следует пояснить, что руководящие органы ЕАЭС в ходе работы по устранению внутренних барьеров и препятствий оперируют тремя понятиями: барьеры, изъятия и ограничения. Барьеры – это препятствия для «четырех свобод» – беспрепятственного движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, которые противоречат союзному праву или имеют признаки его нарушения. Изъятия – это исключения, которые препятствуют функционированию общих рынков, но праву ЕАЭС не противоречат, так как предусмотрены соответствующими международными соглашениями. А ограничения – это препятствия, которые появились из-за отсутствия в союзном законодательстве регламентации соответствующих сторон экономической жизни, либо же их введение на уровне национальных государств допускается союзным правом.

На конец сентября, по данным министра по внутренним рынкам, информатизации и информационно-коммуникационным технологиям ЕЭК Карине Минасян, было выявлено в общей сложности 269 препятствий, в том числе барьеров и препятствий с признаками барьера – 33, ограничений – 49 и изъятий – 187. Кроме того, существовало пять проблемных вопросов, которые с трудом поддавались классификации как ограничения или барьеры. Как пояснила в интервью «Голосу Армении» К. Минасян, барьеров было зафиксировано всего 23, что оказалось гораздо меньше их ожидаемого количества. 10 выявленных препятствий имели отдельные признаки барьеров и проходили соответствующую юридическую экспертизу, которая предусматривает учет позиции национальных государств и бизнеса. Если к концу этого года союзные государства «в добровольном порядке» выявленные нарушения не устранят, коллегия ЕЭК должна будет вынести по ним соответствующие решения.

Возникновение части изъятий и ограничений связано с тем, что этот вопрос законодательством Евразийского союза просто не регламентируется. Иными словами, ЕАЭС, по выражению министра, находится пока в состоянии «недоинтеграции». Проблемы возникают из-за отсутствия между уполномоченными органами союзных государств доверия, а также из-за «человеческого фактора» при обработке и оформлении ключевых документов, необходимых для ведения коммерческой деятельности. Теоретически решать возникающие между союзными государствами споры должен суд Евразийского экономического союза, расположенный в Минске. Но с момента его создания в 2015 г. он остается практически незадействованным. Во многом это связано с тем, что полномочия как ЕЭК, так и суда ЕАЭС достаточно ограниченные. Формально их решения являются обязательными для исполнения всеми участниками союза, но фактически они носят уведомительно-рекомендательный характер и несут для союзных государств только репутационные и дипломатические риски.

В конце октября на выставочном форуме «Евразийская неделя» в технопарке «Сколково» ЕЭК представила промежуточные итоги работы над «Белой книгой» – информационный ресурс «Функционирование внутренних рынков Евразийского экономического союза». Сайт не только содержит данные о работе по формированию общих рынков в самых различных отраслях экономики, но и позволяет представителям бизнес-сообщества сообщать о выявленных ими препятствиях и ограничениях. Сбор, обобщение и анализ такой информации и является главной целью функционирования этого ресурса, позволяющего ЕЭК получать информацию «из первых рук», минуя органы государственной власти. Выявленные препятствия представлены в виде кейсов, с которыми можно подробнее ознакомиться на том же сайте. Среди них – запрет на вывоз из Казахстана лома черных и цветных металлов, введение Белоруссией дополнительных мер проверки соответствия продукции, ограничение на ввоз горюче-смазочных материалов и муки из Казахстана в Киргизию, ограничение медпомощи гражданам ЕАЭС в России и т.п.

Одним из первых с возможностями информационного ресурса «Функционирование внутренних рынков Евразийского экономического союза», презентованного на выставочном форуме «Евразийская неделя», ознакомился председатель Коллегии ЕЭК Тигран Саркисян

К 2025 г. ЕАЭС планирует ликвидировать 52 препятствия. Причем произойдет это отнюдь не только в результате разбора конкретных «кейсов» и принуждения национальных государств к тому, чтобы они отменили введенные ими в одностороннем порядке ограничительные меры. К этому времени должны быть либерализованы отдельные виды транспортных услуг, а также сформированы общие энергетический и финансовый рынки. До конца уже этого года планируется завершить формирование общих рынков лекарственных средств, медицинских и ювелирных изделий.

5 июля коллегия ЕЭК утвердила 18 планов либерализации отдельных секторов услуг. Планируется, что она затронет строительство, инжиниринг, градостроительное проектирование, аренду и лизинг прогулочных судов, услуги в сфере недвижимого имущества, картографию, метеорологию, рекламу, туризм, производство и демонстрацию кино- и видеофильмов, а также проведение научно-исследовательских работ. Столь широкий охват рынков приведет к «качественному» расширению общего евразийского экономического пространства, которое тем самым будет расти не вширь, а вглубь.

Несмотря на довольно амбициозные планы по ликвидации изъятий и ограничений, о полной их ликвидации никто пока не говорит. Первый вице-премьер России Игорь Шувалов еще в 2013 г. заявил, что какие-то изъятия, возможно, останутся навсегда. И, в первую очередь, это касается нефтегазовых ресурсов. России и Казахстану они обеспечивают львиную долю поступлений в бюджет, и, если разрешить беспошлинные поставки нефти, природного газа и продуктов их переработки в другие государства ЕАЭС, Москва и Астана могут лишиться значительной части доходов.

Примечательно, что громче всего о необходимости ликвидации изъятий и ограничений в последнее время заявляли представители Белоруссии, которой беспошлинные поставки нефти и газа сулят большие выгоды. Россия и Казахстан же занимают по этому вопросу более сдержанную позицию. Впрочем, поспешные решения в столь чувствительной сфере могут скорее навредить ЕАЭС, который пока находится в стадии становления и не может позволить себе полностью отказаться от изъятий.

______________________

Фото https://barriers.eaeunion.org/#/events/news/15

Ритм Евразии. 10.11.2016

Читайте также: