В ЕАБР увидели наступление эпохи микроэкономики
Павел Воробьев
11 ноября в Москве состоялась XI Международная конференция Евразийского банка развития (ЕАБР) по вопросам евразийской экономической интеграции. Обсуждались приоритетные направления экономических реформ в странах-участницах ЕАЭС, наступление эпохи микроэкономики и помощь Китаю с «Шелковым путем».
Евразийский фронт
Главную проблему, которой посвящена конференция, сформулировал председатель Правления ЕАБР Дмитрий Панкин: «…должны ли мы двигаться единым фронтом или страны будут конкурировать по темпу и масштабу проводимых реформ для создания благоприятного климата для бизнеса?».
Одной из центральных тем обсуждения стало развитие экономических институтов на евразийском пространстве. По мнению председателя Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Тиграна Саркисяна, эту работу необходимо вести, основываясь на опыте стран-участниц ЕАЭС и ЕС, и нацеливаясь на скорейшее снятие торговых барьеров. Председатель ЕЭК указывает на необходимость разработки нормативных документов и формирование навыков экономического взаимодействия с учетом интересов интеграции в рамках ЕАЭС.
При этом диалог с бизнесом способствует принятию не тактических, а стратегических решений, побуждает отходить от ручного управления и работать на долгосрочную перспективу.
Отдельно Саркисян остановился на проблеме инфляционного таргетирования в контексте общей координации уровня инфляции в странах-участницах ЕАЭС. По его словам, «Армения, Россия, Казахстан, Кыргызстан далеко продвинулись в этом плане, но Беларусь пока еще отстает».
Эпоха микроэкономики
По мнению заместителя председателя Экономического совета при Президенте РФ Алексея Кудрина, происходит смещение внимания с макро- на микроэкономику, и в долгосрочной перспективе экономистам важно обращать внимание не столько на сам товар, сколько на модели и институты корпоративного управления.
С ним согласен главный экономист ЕАБР Ярослав Лисоволик, полагая, что «индикатором растущей важности проведения микроэкономических реформ стало растущее число Нобелевских премий, которые присуждаются именно в сфере микроэкономики».
Тем не менее, макроэкономические показатели не теряют свою значимость. По оценке Алексея Кудрина, «для России сегодня ключевыми макро-проблемами являются высокая инфляция и высокий дефицит бюджета».
Беларусь и Казахстан собрались реформироваться
Заместитель министра экономики Республики Беларусь Дмитрий Крутой рассказал о ключевых целях экономической политики: «4 главные цели Правительства – бездефицитный платежный баланс, бездефицитный бюджет, снижение несвязанного государственного долга и снижение инфляции».
Также чиновник анонсировал реформу государственной собственности и государственного управления в Беларуси. Госсектор, по словам Крутого, «станет более компактным», так как будет реализована «одна из важнейших задач – разделение функции регулятора и собственника».
Ответственный секретарь Министерства финансов Казахстана Наталья Коржова к числу важнейших экономических процессов в своей стране отнесла вторую волну приватизации, подчеркнув большую заинтересованность Астаны в участии бизнес-сообщества ЕАЭС в приобретении активов.
В ближайшие годы Казахстан планирует перейти на «иной принцип формирования бюджета страны». Это означает уход от «кассового метода» на «метод накоплений», который будет учитывать долговые обязательства грядущих периодов. Но уже сейчас «страна накопила $31 млрд золотовалютных резервов – этих средств достаточно для покрытия всех обязательств страны в случае необходимости» – заявила Коржова.
Помочь Китаю
Экс-премьер-министр Кыргызстана Джоомарт Оторбаев рассказал о проблемах сопряжения Экономического пояса Шелкового пути и ЕАЭС. По его оценке, Китай руководствуется в первую очередь целью продвижения своих товаров в Европу, Турцию и Иран, а «Шелковый путь» – лишь один из способов такого продвижения. «Через сопряжение мы должны помочь действовать правильно не только себе, но и Китаю» – заключил Оторбаев.
Заместитель министра иностранных дел Российской Федерации Василий Небензя заявил, что «Россия сознательно пожертвовала частью своего суверенитета, поскольку это самая крупная экономика нашего Союза и поскольку решения у нас принимаются консенсусом».
По версии дипломата, это необходимо, так как ни одна, даже самая крупная экономика «не может конкурировать в одиночку». В связи с этим ЕАЭС ведет переговоры о создании Зон свободной торговли с 15 странами, а всего количество стран, заинтересованных в подобных договоренностях, достигло 50.
Евразия.Эксперт. 15.11.2016