Сербия и Трамп: ожидания и иллюзии
Юрий Павловец
Выборы в США и личность Дональда Трампа в последние недели не сходят с главных новостных полос по всему миру. Истерия вокруг результатов голосования не прошла мимо и Балканского полуострова, где с большим интересом ждали, чем же закончится президентская гонка в Соединенных Штатах. И если в большинстве стран полуострова политическая элита, как и значительная часть простых граждан, сегодня находятся в некотором шоке от итогов голосования 8 ноября, лихорадочно перебирая возможные варианты дальнейшего развития событий, то среди сербов новость о победе Трампа вызвала только положительные эмоции.
«Трамп любит сербов», «Трамп вернет Косово», «Трамп не причинял Сербии зла, в отличие от Хиллари Клинтон и ее супруга» и т. п. — вот что является одним из показателей отношения сербского общества к новому главе Белого дома. Новостные издания один за другим публикуют сообщения о том, как сербы праздновали и продолжают праздновать победу республиканца на выборах, будто бы они проходили в Сербии, Черногории или Боснии и Герцеговине. Интересно то, что сербское население полуострова настолько было заинтересовано в происходящем за океаном, что на некоторое время отодвинуло на второй план собственные проблемы, а сербские политики вовсю стали использовать американские выборы для своего пиара. Например, еще на старте предвыборной кампании Сербская радикальная партия начала проводить акции в поддержку Дональда Трампа, называя Хиллари Клинтон чуть ли не сатаной. В результате, согласно международному электронному анкетированию, 84% граждан Сербии накануне выборов были готовы поддержать именно Трампа. А порой ситуация и вовсе доходила до определенного абсурда. Например, на принадлежащей боснийским сербам обувной фабрике «Бема» были специально сшиты туфли для Мелании Трамп — в знак поддержки кандидатуры ее мужа: «Туфли для Мелании Трамп — это наш ответ на грязные комментарии в ее адрес как жены и матери».
Своеобразная истерия сербов только усилилась после объявления результатов голосования. По словам очевидцев, в Белграде люди в своих домах или кофейнях веселились, поднимали тосты за победу Трампа, а «радости није било краја» (радости не было предела). Включился в ликование даже премьер Сербии Александр Вучич, который отметил, что он и его партия радуются потому, что «люди десятилетиями ощущали давление, а теперь им кажется, что оно ослабнет», а также потому, что «это маленькая месть и радость от того, что они видят политический конец того, от кого натерпелись».
Позже не только в Сербии, но и в Республике Сербской Боснии и Герцеговины, а также Косовской Митровице были размещены рекламные щиты с изображением Трампа и надписью «Сербы поддержали» (в северной части Косовской Митровицы после опубликования результатов молодежь и вовсе до поздней ночи кричала «Дональд серб»). Более того, сербские СМИ стали наперегонки искать хоть какой-нибудь материал о том, насколько Трамп любит сербов, порой высасывая информацию из пальца. Для примера можно привести издание «Курир», которое опубликовало интервью с 85-летней Милой Милисавлевич, которая в семидесятых — восьмидесятых годах прошлого века нянчила двух сыновей нового президента США. По ее словам, Трамп будет иметь особое отношение к Белграду, так как «он очень любит Сербию и сербский народ», а «в 1999 году он считал несправедливостью, что нашу страну бомбили». Ну и добавляет оптимизма сербам и то, что жена нового главы Белого дома родом из Словении.
Схожие с сербскими настроения сегодня есть по всему миру — в том числе в России, Белоруссии, странах Азии и Африки. Однако насколько они оправданы, особенно для сербов, пока сказать сложно. Даже если абстрагироваться от наличия в США пресловутой системы сдержек и противовесов, сама фигура Трампа весьма неоднозначна. Сербы, как и многие другие, основывают свои надежды не на политической объективности, а на своих эмоциях — лишь бы кто, но только не «злобная старуха» Клинтон. Особенно, если помнить, что в Сербии, а также в БиГ до сих пор сохраняется крайне негативное отношение к семейству Клинтонов, которых считают виновными в бомбежках 1990-х годов. Поэтому личность Трампа на нынешних выборах рассматривалась сербами как замена клану «Клинтонов-Бушей», а потому на реальную политическую платформу республиканца никто не обращал внимания. Более того, в информационном пространстве только и говорили о том, что Трампу не нравились бомбардировки 1999-го года, а американец готов за них извиниться. Вот только на самом деле сербы сегодня выдают желаемое за действительное.
Если вспомнить, что и как говорил Трамп о Сербии, то иллюзия по поводу его отношения к Балканам улетучивается. О том, что претенденту на кресло президента США Сербия небезразлична, информация стала появляться еще в прошлом году. Тогда на сербских информационных сайтах объявили, что во время интервью американскому телеведущему Ларри Кингу Трамп извинился перед Сербией за бомбардировки НАТО. Однако, как оказалось в последующем, ничего подобного республиканец не говорил. Затем особый резонанс вызвала статья белградского издания «Недельник», увидевшая свет в середине октября, где миллиардер якобы снова принес извинения за роль США в имевших место в 1999 году бомбардировках бывшей Югославии: «Бомбардировки сербов, которые были нашими союзниками в обеих мировых войнах, были большой ошибкой. Сербы — очень хорошие люди. К сожалению, администрация Клинтона причинила им много зла, как и всем Балканам, где устроила хаос». Правда, и в этом случае оказалось, что новость была сфабрикована, а само издание поспешило убрать интервью и опубликовало опровержение о том, что слова Трампа были «либо вырваны из контекста президентской избирательной кампании, либо придуманы Владимиром Райчичем, человеком, «организовавшим» с ним интервью. В последующем это подтвердили и в штабе кандидата в президенты.
Таким образом, особый интерес нынешнего главы Белого дома к Сербии сильно преувеличен. В своих выступлениях Трамп практически никогда не упоминал Балканский полуостров и не признавался в особой любви к сербам. Вероятно, можно вспомнить лишь один подтвержденный случай, когда миллиардер размышлял о проблемах на Балканах — в конце прошлого столетия. Тогда, в 1999 году, во время интервью тому же Лари Кингу, Трамп говорил об операции НАТО в Югославии, отметив лишь, что он действовал бы по-другому, проведя наземную операцию, а не просто бомбил бы с высоты 75 тысяч футов. Хотя, справедливости ради надо отметить, что при этом он был недоволен тем, что «страну разбомбили к чертям». Какое-либо более серьезное заявление Трампа по Сербии сегодня найти не представляется возможным, а все информационные источники упрямо молчат о том, что действительно думает о ситуации на Балканах новый глава Белого дома.
В конечном счете, возможная политика США при Дональде Трампа пока еще до конца не ясна. Хотя в Сербии, как и в иных странах, верят, что с его приходом во власть что-то изменится. И при этом обосновать свои предположения толком никто не может. Более того, создается впечатление, что все будто бы забыли, с каким лозунгом в Белый дом пришел его новый глава: «Сделаем Америку снова великой!». Вряд ли эти слова означают, что США начнет ослаблять свою хватку на международной арене. Скорее наоборот, тем более что республиканцы никогда не отличались особым миролюбием и сдержанностью. Поэтому сербам стоит посоветовать не питать излишних иллюзий относительно Трампа и, как сказал их премьер, перестать считать, «что кто-то другой виноват во всех их несчастьях и уклоняется от собственной ответственности».
EurAsia Daily. 18.11.2016