Глава Грузии против отмены прямых выборов президента
Юрий Рокс
Президент Грузии Георгий Маргвелашвили в передаче «Арчевани» («Выбор») телекомпании «Рустави-2» подвел итоги избирательного периода, завершившегося тем, что правящая «Грузинская мечта» получила в парламенте конституционное большинство. По мнению президента, в этом нет ничего трагичного, однако некоторые намерения триумфаторов настораживают.
Георгий Маргвелашвили выступил категорически против избрания президента депутатами парламента. О возможности внесения соответствующей поправки в Конституцию страны буквально на следующий день после победы на выборах заявил лидер парламентского большинства Георгий Вольский. Рассуждая о необходимости дальнейшей демократизации страны, он тогда отметил необходимость еще большего урезания полномочий президента вплоть до представительских и его избрания в стенах парламента.
Отвечая на вопрос телеведущего, президент Грузии заявил, что «подобная идея может родиться только у одиозных фигур», и выразил надежду на то, что дело дальше слов не пойдет. «Избрание президента – право грузинского народа, и если уж его лишать такого права, то следует фундаментально объяснить, для чего это делается, и так, чтобы не осталось вопросов, чтобы не создавалось впечатление о том, что сводятся личные счеты», – считает Маргвелашвили.
Президент не стал развивать эту тему, заметив, что его «стиль выступлений в сдержанности». Но очевидно, что он подразумевал противоречия, которые возникли у него с неформальным лидером Грузии Бидзиной Иванишвили по некоторым вопросам, из-за которых их отношения крайне испортились.
Не самым главным, но одним из таких стал различный подход к телекомпании «Рустави-2», занимающей просаакашвилевскую позицию. Иванишвили не скрывает раздражения деятельностью этого телеканала. Судебные тяжбы, в которые втянута «Рустави-2», в Грузии считаются инспирированными именно олигархом. Тогда как Маргвелашвили неоднократно выражал поддержку оппозиционному телеканалу, хотя сам в его же эфире не раз жестко критиковал Михаила Саакашвили. Подобная позиция президента проявилась и в данной передаче.
Маргвелашвили поблагодарил «Рустави-2» за активную работу в избирательный период, что способствовало, по его мнению, проведению выборов по демократическим лекалам, заверил журналистов, что судьба телекомпании будет решаться только по закону при безусловной объективности Фемиды. Вместе с этим, обращаясь к теме выборов, президент подчеркнул, что обстановка в Грузии была спокойной и деловой до тех пор, пока не стал проявлять чрезмерную активность Саакашвили. «Его заявления создали напряженный фон, а если бы он еще и приехал, как говорил, то ситуация стала бы экстремальной, поскольку он разыскивается правоохранительными органами и был бы арестован... В итоге нам пришлось вызвать представителя украинского посольства и беседовать с ним о недопустимости вмешательства одесского губернатора в предвыборные процессы в Грузии», – сказал Маргвелашвили, дав понять, что «Рустави-2» постоянным включением в эфир экс-президента сыграла на повышение напряженности.
Из острых актуальных проблем, стоящих перед грузинскими властями, Маргвелашвили выделил экономическую стагнацию и ситуацию в армии. «Рынок трудоустройства является серьезной проблемой. К сожалению, многие ради работы выехали за границу», – сказал Маргвелашвили. По его словам, положение усугубляется обесцениванием лари и тем, что не растет доля малого и среднего бизнеса.
«Никакие макроэкономические показатели не имеют значения, так как наша реальная среда связана с тем, как мы живем, сколько тратим, что можем купить и можем ли мы найти работу», – считает Маргвелашвили. Он призвал не обвинять только руководство Национального банка в падении курса лари: «Только экономика определяет стабильность лари, а не Нацбанк. А экономику определяет правительство, и я поддерживаю инициативы правительства, направленные на улучшение экономического положения», – сказал президент. По его мнению, скоро общество увидит действия власти.
Особую озабоченность президента, остающегося по Конституции главнокомандующим, вызывает положение в армии. Маргвелашвили считает необходимым восстановить в полном объеме обязательный воинский призыв. «Это станет предметом обсуждения на заседании Совета национальной безопасности… Я уже говорил с Леваном Изория (министр обороны Грузии. – «НГ»). Необходимы системные решения. В течение двух недель состоится заседание Совета безопасности, и мы будем обсуждать институт призыва», – сказал он.
Напомним, что летом 2016 года, незадолго до своей отставки, министр обороны Тина Хидашели отменила осенний призыв в армию, что уменьшило на треть общее количество призывников. По словам Хидашели, это необходимый шаг для сближения грузинской армии со стандартами НАТО. «На службу следует брать контрактников-профессионалов либо добровольцев. 12-месячная служба неэффективна и бессмысленна – молодые люди выполняют в основном функцию охранников в государственных учреждениях вместо того, чтобы учиться или работать», – дополнительно аргументировала она. Однако после отмены осеннего призыва специалисты отметили в грузинской армии кадровый дефицит по некоторым направлениям.
Независимая газета. 10.11.2016