Цены на нефть: шоки пока побеждают
Рынок нефти, как и сырьевой рынок в целом, негативно воспринял новость о победе Дональда Трампа в президентской гонке в США. Стоимость январских фьючерсов на североморскую нефтяную смесь Brent просела почти на 3%, «пробив» психологический барьер – ниже $45 за баррель. Инвесторы опасаются, что победа Трампа приведет к мировой экономической и политической турбулентности. Трамп обещал сделать ставку на протекционизм во внешней политике, что может вызвать виток «торговых войн» с Китаем и подорвать спрос на нефть. Также Трамп выступает за резкое ограничение импорта, прежде всего сырья, что может снизить общий спрос на него и поднять добычу нефти в США. Однако последняя новость наложилась на кропотливую работу ОПЕК и России по возобновлению приемлемого уровня стоимости нефти.
Для рынка нефти это уже второй шок за последние две недели. Напомним, на предыдущей неделе мировые цены на нефть из-за сохраняющейся слабости фундаментальных показателей снизились до минимальных значений с начала августа текущего года. На фоне растущего скептицизма инвесторов цены на нефть вернулись на уровень $45 за баррель, на котором они держались до того, как на встрече в Алжире в конце сентября страны ОПЕК договорились о сокращении объемов добычи. В целом за прошедшую неделю нефть подешевела почти на 10%, а в пятницу 4 ноября котировки Brent достигали внутридневного минимума $45,08 за баррель.
Но уже в понедельник 7 ноября их динамика начала восстанавливаться на фоне высказываний генерального секретаря ОПЕК Мохаммеда Баркиндо о том, что картель по-прежнему привержен договоренностям, достигнутым в конце сентября на неформальной встрече в Алжире. Вербальные интервенции представителей стран-крупнейших экспортеров нефти все-таки оказали незначительный, но позитивный эффект на рынок. В результате чего уже с понедельника нефть начала потихоньку «отвоевывать» свои позиции. Во вторник январские фьючерсы на нефть марки Brent на Лондонской бирже подорожали до $46,23 за баррель.
Инвесторы также отреагировали на новость о том, что Оман готов пойти на сокращение добычи нефти на 5-10% в случае достижения соответствующих договоренностей нефтедобывающими странами. Об этом сообщил СМИ министр нефти и газа страны Мухаммед Хамад аль-Румхи. Оман является крупнейшим производителем нефти на Ближнем Востоке за пределами ОПЕК.
Справочно: По словам Мохаммеда Баркиндо все члены картеля, а также крупные независимые производители, включая Россию, поддерживают соглашение об ограничении добычи. Позитивный сигнал рынку дали также высказывания Министра энергетики ОАЭ Сухейля аль-Мазруи, который считает, что проблема глобального избытка предложения нефти почти разрешилась. По его словам ситуация на мировом нефтяном рынке значительно улучшилась по сравнению с прошлым годом и близка «к нижней точке цикла».
Динамика цены на нефть марки Brent с начала ноября 2016 года
данные Investing.com
Что касается влияния на рынок нефти «электорального» шока, связанного с победой Дональда Трампа на президентских выборах в США, то он также был усилен опубликованными накануне данными Американского института нефти (API). По данным АPI за прошедшую неделю запасы «черного золота» в США выросли на 4,4 млн баррелей. А это значительно больше прогнозных оценок экспертов, которые ожидали роста запасов не более чем на 1,3 млн баррелей.
Несмотря на то, что результаты выборов в США оказали резкое негативное влияние на рынок нефти, тем не менее, так же быстро рынок начал свое восстановление. Уже к обеду среды цены скорректировались на уровне около $46 за баррель. По нашему мнению, после окончательной «отработки» результатов выборов на первый план снова выйдут перспективы встречи стран-членов ОПЕК 30 ноября.
А перспективы предстоящей встречи и дальнейшего развития рынка нефти, по нашему мнению, следующие.
Конкретных договоренностей между странами ОПЕК по распределению лимитов пока нет. Окончательное решение должно быть принято на официальной встрече ОПЕК 30 ноября в Вене. Между тем добыча нефти странами-членами ОПЕК бьет новые рекорды – по данным Bloomberg суточная добыча нефти в октябре достигла нового максимума в 34,02 млн. баррелей. Производство увеличилось на 170 тыс. баррелей в сутки относительно сентябрьских уровней.
Удастся ли ОПЕК согласовать сокращение объемов добычи нефти на саммите 30 ноября пока не ясно. Ясно то, что накануне саммита страны-члены ОПЕК хотят выйти на максимальный уровень добычи, о чем свидетельствует недавний рост добычи картеля. Кроме того, недавнее снижение цен на нефть может быть спровоцировано самим картелем с целью заставить других крупных производителей отказаться от агрессивного увеличения капитальных расходов. Это позволило бы ОПЕК сохранить свою долю рынка. А отказ крупных компаний за пределами ОПЕК от инвестиций в рост добычи и сокращение добычи самим Картелем может создать предпосылки для серьезного роста цен в будущем.
Что касается восстановления баланса на рынке. По оценкам экспертов по итогам первых трех кварталов рынок все еще остается перенасыщенным нефтью: предложение превышает спрос, однако уже всего на 0,4 млн баррелей в сутки при более сдержанном и сегментированном, но устойчивом росте спроса (+1,3% г/г в третьем квартале). Начинается процесс плавного балансирования рынка нефти на фоне недофинансированности отрасли и завершения активной фазы «сланцевой революции» в США при достаточно умеренном наращивании добычи в странах ОПЕК.
Несмотря на то, что темпы роста спроса слабые (на фоне проблем в ЕС и замедления экономики Китая), этого достаточно для начала снижения профицита нефти. Аналитики рынка отмечают, что при такой динамике по итогам года профицит может составить всего 0,6 млн баррелей в сутки, а в четвертом квартале рынок может вообще сбалансироваться. В 2017 году баланс на рынке вообще может сместиться в сторону дефицита. На этой неделе станет ясно, достигли ли цены на нефть «дна» или имеется потенциал их дальнейшего снижения до уровней ниже $45 за баррель.
По нашему мнению отсутствие договоренностей ОПЕК фундаментально не повлияет на рынок, поскольку даже без заморозки рынок движется к балансу. В нынешних условиях рынок сам может обеспечить рост цен на нефть. Ведь объемы инвестиций в нефтедобычу снижаются, то есть в среднесрочном периоде объемы добычи будут сокращаться. Это позитивно скажется на балансировке рынка и, соответственно, на цене на нефть.
Также отметим, что у ОПЕК есть одна козырная карта – позиция России. Еще в октябре Владимир Путин заявил, что Россия готова присоединиться к совместным мерам по ограничению добычи и призывает к этому других экспортеров нефти. На фоне этой «интервенции» цена нефти сделала скачок вверх, превысив отметку $50 за баррель и оказалась на самом высоком уровне за год. Россия не является членом ОПЕК, однако в сентябре среднесуточная добыча нефти в стране достигла исторического максимума за 25 лет, превысив 11 млн. баррелей. За январь-октябрь добыча нефти в России увеличилась на 2,2% относительно аналогичного периода 2015 года.
России стоит соглашаться на сокращение производства нефти только в том случае, когда страны ОПЕК тоже единодушно пойдут на это. То есть в случае, когда рост цен на нефть компенсирует снижение доходов вследствие сокращения производства.
Также стоит учитывать, что рост мировых цен на нефть делает более выгодной добычу американской сланцевой нефти, большие объемы которой могут хлынуть на рынок. Два года назад именно оказавшиеся на рынке большие объемы американской сланцевой нефти в значительной степени стали причиной падения нефтяных цен. Снижение цен заставило многие компании прекратить сланцевую добычу, поскольку издержки превышали прибыль. При цене $60 за баррель большинство месторождений в США выйдут на самоокупаемость, их разработка снова станет выгодной, а значит, все усилия ОПЕК могут в буквальном смысле утонуть в сланцевой нефти.
ИЭСКР. 10.11.2016