В Нагорном Карабахе опять замаячил призрак войны
Юрий Рокс
Гибель 18-летнего солдата от пули азербайджанского снайпера на линии соприкосновения в непризнанной Нагорно-Карабахской республике (НКР) стала тревожным признаком нового столкновения. Сопредседатели Минской группы (МГ) ОБСЕ недавно сообщили о своем визите в регион для подготовки встречи президентов Азербайджана и Армении, которая может состояться в Париже. Глава Госдепа США Джон Керри на днях заявил, что Баку и Ереван не готовы к урегулированию конфликта. С ним не согласен сопредседатель МГ ОБСЕ с американской стороны Джеймс Уорлик.
«Сопредседатели МГ ОБСЕ в рамках предстоящего визита в регион обсудят выполнение договоренностей, достигнутых на саммитах в Вене и Санкт-Петербурге… Президенты согласились на расширение миссии ОБСЕ под руководством посла Анджея Каспшика. Мы обсудим реализацию этого решения, когда будем в регионе, – заявил американский сопредседатель МГ ОБСЕ Джеймс Уорлик и на вопрос армянского издания news.am о заявлении Керри дипломатично представил иную позицию: – США, Россия и Франция полностью согласны, что настало время для урегулирования конфликта путем переговоров… Мы будем продолжать работу в качестве посредников со сторонами».
И тем не менее напряженность на линии соприкосновения в Нагорном Карабахе медленно, но неуклонно повышается. Статистика нарушения режима перемирия наглядно подтверждает эту негативную тенденцию. Относительное затишье, наступившее после четырехдневной апрельской войны, похоже, осталось в прошлом. Вначале стороны сообщали о десятках ежедневных выстрелов, потом о сотнях, а сегодня речь периодически заходит о тысячах. И вот на этой неделе один из выстрелов оборвал еще одну молодую жизнь.
Президент Ассоциации политологов Армении, доктор политических наук Амаяк Ованнисян, комментируя ситуацию, заявил EADaily, что обстоятельства повышают вероятность новой локальной войны против НКР. «Это и общая ситуация на Большом Ближнем Востоке, пребывающем в состоянии турбулентности. В условиях, когда не удается умиротворить воюющие стороны в Сирии, когда налицо прецедент прямого военного вмешательства Турции в дела соседнего государства, не надо рассчитывать на то, что нынешний вялотекущий конфликт не может снова перерасти в настоящую войну», – сказал он.
По его словам, Баку изначально относился к мерам доверия и контроля режима прекращения огня скептически и заявляет о своем праве на разрешение конфликта силой. «Поскольку международное сообщество отказалось признать и осудить апрельскую авантюру Баку в качестве недопустимой военной агрессии, то наивно ожидать, что Азербайджан будет соблюдать режим перемирия. Эта позиция обусловлена стремлением добиться форсированного и окончательного разрешения конфликта в свою пользу. Именно это и делает скорое возобновление войны весьма вероятным», – считает Ованнисян.
Политолог считает, что желание Баку побыстрее решить конфликт в свою пользу подпитывается еще несколькими факторами. Это и ухудшающаяся экономическая ситуация, которая, очевидно, более не позволит и тратить баснословные суммы на вооружения, и поддерживать определенный социальный уровень. Но едва ли не большую тревогу Азербайджана вызывают грядущие изменения в Армении, согласно конституционной реформе. Децентрализация власти, переход к парламентской форме правления может создать пространство для маневрирования и затягивания переговоров, причем необязательно умышленных, но процедурных, что закономерно при многопартийном парламенте. «Поэтому, пока принятые конституционные изменения еще не вступили в силу и пока президент Армении уполномочен самостоятельно принимать решения, Баку стремится добиться результата», – считает Ованнисян.
Между тем из слов посредников МГ ОБСЕ следует, что на столе переговоров все те же Мадридские принципы урегулирования. Возможно, немного обновленные. Известная их часть поэтапно предполагает восстановление юрисдикции Азербайджана в пяти из семи районов «буферной зоны» вокруг НКР, возвращение туда азербайджанских беженцев, совместный или нейтральный контроль над двумя оставшимися районами особой стратегической важности, промежуточный статус НКР, подписание мирного договора, окончательное решение вопроса о статусе путем референдума.
Главное препятствие – конечно же, статус. Согласно Конституции Азербайджана, вопросы выхода той или иной части страны из состава республики могут решаться только на всенародном референдуме, то есть при участии всего населения страны. Если в Основной закон не будет внесена поправка, то исход такого референдума о судьбе НКР ясен и его проведение бессмысленно. Азербайджанское руководство ответов на этот счет избегает и даже по срокам возможного проведения референдума занимает расплывчатую позицию: когда-нибудь. Естественно, армянскую сторону такой расклад совершенно не устраивает, и она настаивает на пакетном решении: независимый статус НКР в обмен на все остальное. А это уже не отвечает интересам Баку.
Независимая газета. 13.10.2016