Узбекская "оттепель" — радужные перспективы и суровая реальность для Кыргызстана
В отношениях Узбекистана с соседями наметилось заметное потепление. Что на самом деле творится в РУз и каковы прогнозы о ситуации в стране.
Таалайбек Ороскулов
В понедельник между шестью приграничными регионами Кыргызстана и Узбекистана (по три с каждой стороны) был подписан меморандум о взаимном сотрудничестве.
Документ подписали главы Ошской, Баткенской, Джалал-Абадской областей КР и Андижанской, Ферганской и Наманганской областей РУз. Они договорились о проведении ежемесячных встреч для обсуждения актуальных проблем жителей данных районов. Также планируется ответный визит узбекской делегации в Кыргызстан.
СМИ сразу заговорили о потеплении в отношениях двух стран, а некоторые эксперты даже назвали подписание меморандума началом "перезагрузки" этих отношений.
9 сентября Шавкат Мирзиеев стал временно исполняющим обязанности президента РУз и почти за месяц уже успел сделать шаги, направленные на нормализацию отношений с соседями — Кыргызстаном, Таджикистаном и Казахстаном.
Так ли все замечательно на самом деле и почему Узбекистан вдруг стал приятным "собеседником".
Официально
Вице-премьер КР по вопросам границ Жениш Разаков отметил, что в отношениях с РУз действительно наметилось потепление.
"Со стороны Узбекистана наблюдается активность в части налаживания отношений с Кыргызстаном. Соседи готовы сотрудничать по всем направлениям, и это очень хороший знак. Мы воспринимаем это с доброжелательностью и будем стараться работать дальше", — сказал вице-премьер.
Однако, по его мнению, не следует ждать скорого решения приграничных проблем.
"Возможно, после завершения транзита власти в РУз мы найдем контакт в этих вопросах. Но они очень болезненные, поэтому здесь требуется взвешенное отношение", — сказал Разаков.
Кыргызстан и Узбекистан имеют 1 378 километров общей границы. Сегодня несогласованными остаются 324 километра на 58 участках.
Мир и дружба
Политолог Бакыт Бакетаев заявил, что трансформация отношений с соседней республикой объясняется желанием ее властей "растопить лед" и решить накопившиеся проблемы, в том числе приграничные.
"Это не может не радовать. Действительно, 25 лет Узбекистан стоял как-то обособлено и строил отношения исходя из своего видения ситуации в регионе. Узбекская "оттепель" принесет много положительных изменений, и это единственно верный шаг на пути к согласию в регионе", — сказал Бакетаев.
Он отметил, что Кыргызстан, Казахстан и Таджикистан будут только приветствовать добрососедские отношения с РУз, которые сыграют большую роль в сохранении региональной безопасности.
Все гораздо прозаичнее
Политолог Денис Бердаков не согласен с тем, что своеобразный разворот на Восток связан с "горячим желанием" узбекских властей решить приграничные проблемы.
"Главной причиной потепления отношений является восточная прагматичность и желание торговать. В Узбекистане не очень высокий уровень жизни. Да, само государство богатое, но простые дехкане перебиваются с трудом. И рост приграничной торговли позволит существенно улучшить положение", — сказал Бердаков.
Он отметил, что через Кыргызстан и Казахстан РУз получит доступ к многомиллионному рынку ЕАЭС.
"Для этого Узбекистану надо дружить с соседями по региону, и тенденция будет только нарастать. Конечно, не так быстро, как всем нам хочется, учитывая многолетнюю "закрытую" политику и традиционную осторожность соседей", — сказал эксперт.
Экономика превыше всего
Руководитель общественного фонда "Мир Евразии" (Казахстан) Эдуард Полетаев тоже считает, что причиной потепления в отношениях РУз с соседями является экономический фактор.
"У Казахстана с Узбекистаном нет приграничных вопросов. Вся граница прошла процесс демаркации и делимитации. Правда, иногда возникают сложности с прохождением границ, но они носят несистемный характер", — сказал политолог.
Он отметил, что попытка узбекских властей смягчить отношения в регионе связана прежде всего с желанием улучшить экономику страны.
"В соцсетях я стал чаще встречать посты бизнесменов, сотрудничающих с Узбекистаном. Это радует, ведь раньше РУз неохотно соглашалась на инвестиции с казахской стороны. Надеюсь, картина изменится. И я не верю в домыслы о соперничестве за лидерство в регионе между нашими странами", — сказал эксперт.
По его мнению, Узбекистан не будет вступать в блоки или интеграционные объединения как военного, так и экономического характера, и продолжит прежнюю внешнюю политику.
Намечен перелом
С тем, что Узбекистан "не сразу распахнет объятия", согласен и председатель Национальной ассоциации политологов Таджикистана Абдугани Мамадазимов. По его словам, узбекский премьер и, вероятнее всего, будущий лидер республики привнес "некую оттепель" в отношения с соседями.
"29 сентября, в День таджикского дипломата, в нашу республику прибыл глава МИД Узбекистана, который провел переговоры с коллегой. Это очень символично и дает надежду на нормализацию отношений между двумя странами. Думаю, будущая зима станет переломной не только в узбекско-таджикских, но и в кыргызско-узбекских отношениях", — сказал политолог.
Он подчеркнул, что на узбекско-таджикской границе по-прежнему существуют заминированные и спорные участки. Вероятно, РУз будет и дальше развивать отношения с соседями, но с определенной осторожностью. "Новый узбекский лидер продолжит политику Ислама Каримова, и республика не будет вступать в различные объединения. Поэтому ожидать резких изменений не стоит. Но, учитывая персонифицированный характер политики в ЦА, можно думать, что отношения все-таки изменятся и процесс их налаживания будет идти по нарастающей", — предположил эксперт.
Глазами силовика
Бывший заместитель председателя ГКНБ, эксперт по проблемам безопасности, полковник спецслужб в отставке Талант Разаков считает, что потепление в отношениях КР и РУз связано с процессом транзита власти в Узбекистане и неким разворотом в сторону России.
"Несомненно, большую роль сыграл визит Путина. Но следует учитывать, что в РУз предстоят выборы президента, и вся эта кампания с "оттепелью" может быть лишь частью борьбы за голоса", — сказал Разаков.
Он пояснил, что в Узбекистане проживает около 1,5 миллиона этнических кыргызов и большое число таджиков. Политикам важно добиться расположения данной части электората.
В то же время Узбекистан не будет "раскрывать объятия", так как он очень ревностно относится к своей безопасности. Не секрет, что через Таджикистан и Кыргызстан проходит наркотрафик, а обострение ситуации в Афганистане и усиление деятельности экстремистов в регионе только усугубляет ситуацию.
"Раньше, если честно, с Ташкентом очень сложно было работать. Конечно, узбекские силовики понимают, что с угрозами легче бороться совместно, и надеюсь, что власти РУз не будут препятствовать консолидации в этой части. Только сообща мы сможем сохранить спокойствие и мир в регионе", — сказал Разаков.
Взгляд из Узбекистана
Узбекский политолог, колумнист Рафаил Саттаров рассказал корреспонденту Sputnik Кыргызстан, что на самом деле происходит сегодня в его стране.
По словам Саттарова, врио президента Шавкат Мирзиеев действительно вносит много изменений в политику, в том числе внешнюю.
"Да, нужны какие-то шаги для нормализации отношений, общество должно получить хоть что-то… Но не надо преувеличивать и впадать в эйфорию. Скажу, что фундаментальные проблемы между странами были, есть и будут. Это и приграничный вопрос, и строительство ГЭС, и межнациональные проблемы, в том числе события 2010 года", — сказал Саттаров.
По его словам, сейчас Мирзиеев вынужден демонстрировать, что он отличается от других политиков и от прежнего руководителя страны, контролирует региональную повестку и имеет свой взгляд на решение разных вопросов.
"Но причин и условий для быстрого решения проблем пока нет. Прежде всего к этому не готова кыргызская власть, которая в течение долгого времени пыталась делать из РУз некоего виновника своих внутренних проблем", — сказал эксперт. Он подчеркнул, что сразу все изменить не получится хотя бы потому, что к этому не готова и "политическая кухня" в Узбекистане.
"Нельзя сказать, что "оттепель" связана с процессом выборов. Очевидно, она носит чисто экономический характер, и меморандум между приграничными областями подтверждает это. Вообще, развитие приграничной торговли может в будущем укрепить и другие связи. Ведь товарооборот в ЦА не такой уж большой — всего 7 миллиардов долларов", — утверждает политолог.
Он отметил, что в случае с Таджикистаном также не следует искать символизм в визите главы МИД РУз Камилова. "Да, есть определенные подвижки в этом направлении, но не надо забывать, что границы РТ с Афганистаном достаточно прозрачны и угрозы в этом направлении существуют. Нельзя говорить, что Узбекистан защищается от Таджикистана, — это более глобальная проблема безопасности", — сказал эксперт.
Он подчеркнул: очень важно, что Узбекистан, делая первые шаги в нормализации отношений, ждет от соседей того же.
"Не бывает одностороннего движения. Всем соседям стоит быть гибче, чтобы найти консенсус и прийти к действительно добрым отношениям", — заявил Саттаров. Он подчеркнул, что при всем желании нормализовать отношения в регионе РУз вряд ли будет вступать в какие-то интеграционные объединения.
Последний конфликт?
В середине августа произошло очередное пограничное противостояние между Кыргызстаном и Узбекистаном. Возле Орто-Токойского водохранилища в Джалал-Абадской области был задержан сотрудник милиции РУз.
В ответ правоохранители соседней страны высадились с вертолета на несогласованном участке кыргызско-узбекской границы Ункур-Тоо (на территории ретранслятора КР) и задержали четырех работников телевышки. Узбекистан выдвинул два требования — отпустить задержанного милиционера и снять посты вокруг Орто-Токойского водохранилища.
Силовика оштрафовали и отпустили 23 августа, а граждан КР освободили только 9 сентября. С тех пор приграничных конфликтов с Узбекистаном не было.
Вечером 2 сентября правительство и парламент РУз сообщили, что президент Ислам Каримов умер в возрасте 78 лет. В стране был объявлен трехдневный траур. Временно исполняющим обязанности президента республики стал премьер-министр Шавкат Мирзиеев.
Sputnik. 07.10.2016