Узбекистан улучшает отношения с соседями
Ринат Файзулин
Временно исполняющий обязанности президента Узбекистана Шавкат Мирзиеев во внешней политике начал свою работу с улучшения отношений с соседними странами, с налаживания контактов, которые в ряде случаев были непростыми, если не сказать напряженными.
Хороший сосед
Накануне кончины первого президента Узбекистана Ислама Каримова в течение двух недель длился пограничный конфликт с Киргизией. Все это время узбекские милиционеры и военные удерживали киргизскую радиорелейную станцию на горе Унгар-Тоо вместе ее с сотрудниками на спорной территории. Конфликт в конце концов был разрешен. Однако такие пограничные «недоразумения», в том числе перестрелки, незаконные задержания граждан пограничниками обеих государств, были в последние годы, к сожалению, обычным делом.
Новое руководство страны явно желает внести необходимый позитивный перелом. Начались взаимные визиты чиновников, бизнесменов, о первом из которых – визите представительной киргизской делегации в приграничный город Андижан – «Ритм Евразии» уже сообщал. В Киргизии, которую Узбекистан обвинял в обезвоживании своего сельского хозяйства через строительство ГЭС, на трансграничных реках, уже заговорили о возможном совместном строительстве гидроэлектростанций и совместном же контроле стока рек, текущих из Киргизии в Узбекистан.
Новость о том, что Узбекистан пригласил представителей Кыргызстана в Андижан, да еще и встретил их с распростертыми объятьями, обоснованно воспринята в обеих странах как шаг к нормализации отношений
Конфликты между обеими сторонами возникают регулярно и на таджикско-узбекской границе. И их причина зачастую – та же водная проблема.
«До совместного строительства ГЭС еще не дошло, но надежды на улучшение отношений появились, – полагает политический обозреватель из Душанбе Илхом Нарзиев. – Поводом для такого оптимизма служат доброжелательные заявления высокопоставленных чиновников двух государств. В таджикской прессе начали публиковать материалы об общих исторических, культурных корнях двух народов, о необходимости развития сотрудничества в различных сферах».
Говорить о серьезной оттепели в отношениях Узбекистана и Таджикистана пока сложно, но ее знаки, действительно, есть. Например, Шавкат Мирзиеев лично звонил таджикскому коллеге Эмомали Рахмону в начале октября, чтобы поздравить с днем рождения. Вроде бы незначительный момент, но на Востоке таким деталям уделяют большое внимание. А за неделю до этого в Душанбе приезжал глава узбекского МИД Абудлазиз Камилов. О теме разговоров пресса могла только догадываться, но тут важен сам факт. К слову, журналисты выяснили, что Ш. Мирзиеев является уроженцем Таджикистана, родился в небольшом кишлаке в горах. Это тоже важная «мелочь».
Границы внешние и внутренние
Стоит отметить, что у обоих государств – общая граница с Афганистаном. И в случае обострения ситуации им придется совместно решать проблему. А ситуация уже обостряется. Талибы в начале октября взяли город Кундуз, столицу одноименной провинции, которая граничит как с Таджикистаном, так и Узбекистаном, а от нее до естественной границы между государствами – реки Пяндж – всего три-четыре часа езды. А в середине октября, буквально несколько дней назад, талибы напали на автоколонну афганских военных в провинции Фарьяб. При этом был ранен генерал Абдул-Рашид Дустум, лидер афганских узбеков. Стоит отметить, что узбеки и таджики являются основным населением в провинциях, граничащих с Узбекистаном и Таджикистаном. Дустум сейчас руководит операцией по зачистке севера от талибов, пока успехи переменные. Угроза со стороны «Талибана» становится мощным объединительным фактором для соседей Афганистана. Соответственно, можно предположить, что Ташкент и Душанбе могут пойти на военное сотрудничество против набирающих силу талибов и ИГИЛ, которое также постепенно укрепляет свои позиции в Афганистане.
На этом фоне Узбекистан начал активно решать пограничные проблемы со всеми соседями. Как сообщала в начале октября пресс-служба казахского МИД, «Узбекистан и Казахстан готовят к подписанию окончательный договор о демаркации госграницы… 26-30 сентября текущего года в городе Алматы состоялось очередное заседание совместной узбекско-казахстанской демаркационной комиссии с участием правительственных делегаций обеих стран». Также сообщалось, что, согласно информации казахского внешнеполитического ведомства, «полевые демаркационные работы по установке пограничных столбов на границе казахстанской стороной практически завершены. Линия границы на местности обозначена 1565 основными и промежуточными пограничными столбами, из них 776 установлено казахстанской стороной».
Похожие процессы идут на узбекско-киргизской границе. Буквально на днях МИД Узбекистана распространил сообщение, что «правительственные рабочие группы двух стран с 5 по 14 октября провели совместное полевое обследование 55 приграничных участков в пределах Наманганской, Андижанской и Ферганской областей Узбекистана, смежных с Джалал-Абадской, Ошской и Баткенской областями Кыргызстана». Следует отметить, что из 1378 километров общей границы неделимитированными остаются 324 километра, то есть почти четверть всей границы, из-за чего часто и возникали конфликты, связанные с анклавами.
«О больших результатах пока говорить рано. Тут важен сам факт, что Узбекистан идет на совместную работу. С начал сентября прошло уже четыре встречи рабочих групп. Самое главное, что дело сдвинулось, и узбекская сторона делает шаги для решения вопроса», – оценил действия соседей киргизский вице-премьер Жениш Разаков.
На полях 71-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН состоялась встреча министров иностранных дел Казахстана Ерлана Идрисова, Кыргызстана Эрлана Абдылдаева, Таджикистана Сироджиддина Аслова, Туркменистана Рашида Мередова и Узбекистана Абдулазиза Камилова. В числе других обсуждались и пути решения пограничных проблем
В гости
Есть еще одна положительная новость: гражданам Киргизии стало легче пересекать узбекскую границу. Раньше в Узбекистан пограничники пропускали только тех, у кого на руках была заверенная узбекскими властями телеграмма о смерти родственника. Теперь же можно приехать и на свадьбу, просто к больному родственнику. Это не такое уж существенное послабление, но все же. Если учесть, что в граничащих с Узбекистаном трех киргизских областях проживает почти все узбекское население Киргизии, а это приблизительно 20% населения, или около 1 миллиона человек, имеющих близкородственные связи в соседнем государстве, то можно считать, что Ташкент сделал большой шаг вперед.
«То, что Узбекистан пытается наладить связи с соседними государствами, несколько даже неожиданно, – высказался бишкекский политолог Игорь Шестаков. – После смерти Ислама Каримова ожидалось, что внутренняя борьба за власть отодвинет вопросы внешней политики, по крайней мере, до избрания нового президента. Однако то, как ведет себя временный президент Шавкат Мирзиеев, говорит, во-первых, о том, что именно он станет главой государства, что вызывает мало сомнений, а, во-вторых, то, что он начал свою внешнюю политику именно с общения с соседями, а не мировыми державами, и это свидетельствует о его желании решать проблемы мирным путем и без посредничества «больших братьев». Хотя все же стоит подождать и посмотреть, как и с кем он будет общаться став уже президентом без приставки «врио». Те шаги, что предпринял Мирзиеев в отношении Кыргызстана, Таджикистана и Казахстана, а Туркменистан пока оставим за скобками, это особый случай, говорят пока о намерениях. Это пока всего лишь сигналы, маяки. Потому и шаги навстречу такие короткие, но следы от этих шагов четкие. В ответ каких-то мощных реакций не последовало. Действия были симметричными. О больших шагах, больших решениях можно будет говорить после 4 декабря, когда состоятся выборы в Узбекистане».
Ждать осталось недолго, и будем ждать с надеждами на то, что робкие ростки дадут устойчивые побеги.
____________________
Фото – http://rus.azattyk.org/a/28033119.html; http://www.vb.kg/doc/
Ритм Евразии. 20.10.2016