Оппозиция в белорусском парламенте: что дальше?
Андрей Лазуткин
11 октября в Беларуси начнет работу Палата Представителей шестого созыва. В новом составе нижней палаты парламента появилось три оппозиционера, а также вдвое увеличилось количество представителей политических партий. Как поведут себя оппозиционеры, и ждут ли парламент баталии?
На пути к фракционности
Возможным новшеством избранного парламента могут стать партийные фракции. Напомним, что согласно ст. 8 Закона «О Национальном собрании Республики Беларусь», среди форм деятельности палат Национального собрания понятия «фракции» не предусмотрено, поэтому партийные депутаты, видимо, будут объединяться в депутатские группы (к примеру, в Палате представителей пятого созыва действовала депутатская группа «Инициатива» в количестве 21 человека).
При этом очевидно, что потенциальные «фракции» (т.е. группы депутатов) не будут функционировать в качестве некой парламентской оппозиции. Члены партийных структур (КПБ, БПП и РПТС), в первую очередь, будут активно взаимодействовать с парламентским большинством. Как минимум, можно утверждать, что избранные депутаты имеют консенсус по поводу программы социально-экономического развития, принятой решением Всебелорусского народного собрания, и проведению социально-ориентированного курса.
Отметим при этом, что БПП и РПТС крайне заинтересованы в публичном позиционировании, поскольку ранее партии фактически не вели подобной деятельности. В случае, если их представителями будут сформированы фракции, свою фракцию представят и коммунисты. И, так или иначе, партии будут решать задачу по организационному укреплению к выборам в местные Советы в 2018 г.
Что касается оппозиционных депутатов, то, по нашему мнению, власть заинтересована в представительстве Елены Анисим либо Анны Канопацкой в постоянной комиссии по международным делам, несмотря на то, что первая ориентирована на вопросы языка и культуры, а вторая – экономики. Очевидно, что оппозиционное представительство в данной комиссии сможет наглядно демонстрировать плюрализм парламента на международной арене.
В свою очередь, через А. Канопацкую оппозиция будет стараться использовать парламентскую трибуну для декларативных целей, подчеркивая свою негативную позицию по евразийским интеграционным объединениям, строительству Белорусской АЭС, искать другие «болевые точки».
Популизм оппозиции
Часть оппозиционных организаций (ОГП, ГП, БНФ) уже анонсировала свои законотворческие предложения. Отметим, что инициативы, которые ранее предлагались БНФ и ГП, не выдерживают никакой критики.
Так, в рамках коалиции «Народный референдум» (2013-2015 гг.), в которой участвовали ГП, БНФ и БСДП (Г), гражданам предлагалось 6 вопросов, среди которых – ограничение количества президентских сроков, интеграция с Евросоюзом, прямое избрание руководителей исполнительной власти, запрет на размещение иностранных военных объектов, бесплатная медицина и компенсация рублевых вкладов после девальвации 2011 г.
Вопросы т.н. «народного референдума» носили чисто популистский характер при очевидно невозможной правовой имплементации. Часть предложенных вопросов уже выносилась на республиканские референдумы 1995, 1996 и 2004 гг. Оппозиционные структуры для инициации аналогичного референдума должны были бы собрать 450 тыс. подписей, не имея для этого ресурсов. При этом кампания «НР» не зарегистрировала инициативную группу, поэтому собранные подписи изначально не могли иметь юридической силы. По итогам порядка 50 тыс. таких подписей были переданы в Палату представителей с предложением инициации референдума нижней палатой парламента, на что последовал предсказуемый отказ.
Впоследствии «Говори правду» использовало вопросы «Народного референдума» для создания аналогичной популистской «Программы мирных перемен». Пока же очевидно, что на базе данной повестки некие законопроекты не могут быть разработаны, поскольку они будут противоречить решениям республиканских референдумов.
Фактически, за период четырех избирательных кампаний (2012, 2014, 2015 и 2016 гг.), «Говори правду» не смогли концептуализировать свой курс, позиционируя себя исключительно в качестве «мирной», «конструктивной» силы и противопоставляя себя радикальной оппозиции.
После завершения парламентской кампании ГП сосредоточилась на изменении избирательного законодательства. Предлагаемые поправки носят исключительно технически характер и связаны с изменением состава избирательных комиссий, изменением процедуры подсчета, отменой досрочного голосования, отменой размещения информации о снятых судимостях, размещением камер для фиксации явки и пр.
Каких инициатив ждать от парламентариев?
В свою очередь, Партия БНФ заявила о передаче А.Канопацкой законопроектов, которые пока не были подробно анонсированы. Чтобы проанализировать возможные предложения БНФ, мы обратились к избирательной платформе партии (2016), которая содержит ряд достаточно спорных положений.
Их можно условно разделить на четыре группы:
1. Не могут быть реализованы в силу ранее принятых на референдумах решений либо противоречат Конституции – выход из евразийских интеграционных объединений (ЕАЭС, ОДКБ), изменение земельного законодательства, изменение государственной символики.
2. Не зависят от партии БНФ – вступление в ВТО, диверсификация поставок нефти и газа, удаление российских военных объектов, создание некоего «Балто-Черноморского Междуморья» и пр.
3. Лозунги, не имеющие механизма имплементации. «Свобода малому и среднему бизнесу», «Остановим вымирание белорусской нации», «Возродим демократию и правовое государство» и пр.
4. Четвертая группа – условно конструктивная. К ней можно отнести, к примеру, положение о создании накопительной пенсионной системы. Однако такой законопроект потребует сложнейшей проработки и только затем может предметно обсуждаться в парламенте.
В свою очередь, от партии ОГП логично было бы ожидать экономического блока реформ. Ранее представители ОГП уже анонсировали изменения в земельное и налоговое законодательство, отмену уголовной ответственности за лжепредпринимательство и пр. Однако по итогам круглого стола, который ОГП провела 27 сентября совместно с представителями БХД, БПЛСМ и ДЗС, были затронуты исключительно вопросы, касавшиеся избирательного законодательства.
Первое направление – создание нового закона о выборах (предполагается переход на смешанную, пропорционально-мажоритарную избирательную систему). Второе направление – внесение ряда изменений в действующий Избирательный кодекс, связанных с обязательным включением представителей каждого кандидата в состав избирательной комиссии; отменой досрочного голосования; изменением условий подсчета голосов.
Аналогично представитель партии ЛДП заявил не об экономическом блоке реформ, а о первоочередном введении смешанной избирательной системы. Удивляет такая схожая позиция разновекторных организаций. Вместо работы с электоральной базой и создания целостных экономических программ данные структуры заявляют о первоочередности изменения избирательной системы.
В таком случае возникает вопрос о соотношении национальных интересов с интересами этих и других партийных структур.
В свою очередь, Коммунистическая партия Беларуси, имеющая наибольшее партийное представительство в парламенте, весьма сдержана в оценках. Во время встречи с председателем Венгерской рабочей партии первый секретарь ЦК КПБ Игорь Карпенко отметил, что в случае, «если в республике будет в дальнейшем строиться партийная система, коммунисты готовы к тому, чтобы активно пользоваться брендом партии и ее идеологическими постулатами и программой, чтобы преподносить себя населению».
Будет ли давление на Канопацкую со стороны радикалов?
Отметим сходство наметившейся политической карьеры Канопацкой с политической биографией Татьяны Короткевич – ранее никому не известная Т. Короткевич вышла из второго эшелона партии БСДП(Г). Напомним также, что Т. Короткевич испытывала давление со стороны радикалов в период президентских и парламентских выборов. Фактически, она была подвергнута обструкции частью СМИ, а радикальная оппозиция прямо заявляла о сотрудничестве руководства «Говори правду» со спецслужбами и о проведении работы по легитимации режима. Очевидно, что А. Канопацкая может оказаться в еще более болезненной ситуации.
Напомним, сразу же после ее избрания развернулась полемика о допустимости «сотрудничества» с властью, а в партии ОГП даже наметился организационный раскол. В связи с избранием Канопацкой о своем уходе с поста заявил руководитель минской областной партийной структуры В. Молочко. В ходе внутрипартийной полемики были затронуты вопросы партийной субординации, отсутствия наблюдателей от ОГП в округе, а также неспособность А. Канопацкой подтвердить или опровергнуть итоги голосования.
При этом парламентская работа будет осложнена рядом личных конфликтов руководителя ОГП А. Лебедько с лидерами других оппозиционных структур.
Отношения с условно конструктивной структурой «Говори правду» осложнены личным конфликтом А. Дмитриева (бывшим членом ОГП) и А. Лебедько.
ГП продемонстрировала крайне низкий результат на выборах (1-2%), а также скомпрометировала себя в глазах радикалов сотрудничеством с властью.
Отметим, что Т. Короткевич отнеслась к А. Канопацкой сдержанно, но при этом заявила, что результаты голосования в округе не соответствуют данным наблюдателей от ГП (т.е. фактически не признала ее победу). Представляется, что структуры вряд ли будут активно взаимодействовать.
Достаточно острый конфликт обозначился между А. Лебедько и Н. Статкевичем после неудачных попыток возглавить протест индивидуальных предпринимателей. Впоследствии партия ОГП не поддержала ни одной инициативы Н. Статкевича, не принимала участия в уличных протестах. Статкевич, в свою очередь, пытался создать конкурирующий центр объединения оппозиции, однако потерпел неудачу, по-прежнему находясь в конфликте с правоцентристской коалицией.
С партией БНФ поддерживаются нейтральные отношения. После избрания Канопацкой руководство БНФ заявило о намерении передать проекты своих законодательных инициатив депутату от ОГП. Как уже было сказано выше, мы прогнозируем достаточно низкое качество данных материалов.
О контактах ОГП с БСДП(Г) нет информации. Очевидно, относительно слабая БСДП(Г) не представляет для ОГП интереса в качестве союзника.
А. Лебедько поддерживает хорошие личные отношения с председателем БПЛСМ С. Калякиным, однако в настоящий момент это также слабый союзник. Структуры организационно не взаимодействуют с момента распада коалиции «Талака» в 2015 г.
Сохраняется и личный конфликт А. Лебедько с лидером движения «За свободу» Александром Милинкевичем. Несмотря на то, что ДЗС и ОГП являлись союзниками по правоцентристской коалиции, Милинкевич не принимал никакого участия в кампании. На дальнейшие отношения между структурами повлияет ожидаемая смена руководства ДЗС – о своих амбициях заявляют более молодые Губаревич и Логвинец.
Тем не менее, определенная конкуренция за ресурсы между ОГП и ДЗС, вероятно, сохранится. Кроме того, ДЗС организационно достаточно слабая структура. Несмотря на номинальный успех правоцентристов, намерения о дальнейшем сотрудничестве между организациями пока официально не были озвучены.
Наиболее последовательным союзником-сателлитом ОГП выступает Белорусская христианская демократия. Достаточно радикальная БХД при этом организационно зависима от ОГП, поскольку не имеет регистрации. В парламентскую кампанию члены БХД выдвигались по партийному списку ОГП.
В то же время, БХД потенциально может скомпрометировать ОГП, поскольку руководство партии активно спекулирует на проукраинской риторике, АТО, погибший активист БХД Черкашин проходил службу в структуре «Правого сектора».
Таким образом, можно констатировать, что возможное усиление ОГП не приведет к усилению ни одной другой оппозиционной структуры. Не следует также ожидать формирования некой широкой оппозиционной коалиции под эгидой ОГП. Следует ожидать отчетливого раскола оппозиции на «конструктивный» и «радикальный» сегменты.
Кроме того, в случае конструктивной, взвешенной работы Канопацкой наметится конкуренция между двумя условно «конструктивными» центрами – ГП и ОГП, что также будет ослаблять каждый из них.
Проверка на конструктивность
Ближайшим ярким политическим событием станет принятие бюджета на совместном заседании парламентов (пятого и шестого созывов) 7 октября. В то время как бюджет принимает пятый созыв Палаты представителей, радикальная оппозиция постарается развернуть традиционную полемику в СМИ по поводу финансирования силовых структур, отдельных общественных объединений, целесообразности сильной социальной политики и пр.
Парламентское обсуждение бюджета станет своего рода первой «проверкой» для новой парламентской оппозиции, что позволит определить, насколько конструктивно она настроена.
Кроме того, 19 сентября спикер Палаты представителей Владимир Андрейченко доложил главе государства о проведении в Беларуси летней сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ, которая состоится в июле 2017 г. в Минске. На сессии ожидается участие представителей 57-ми государств. Очевидно, что парламент и белорусское руководство будут активно решать организационную и политическую задачу по восстановлению статуса Республики Беларусь в ПАСЕ, поэтому к парламентской оппозиции, по нашему мнению, сохранится достаточно мягкое отношение.
В любом случае, процесс партийного строительства должен быть направлен на обеспечение национальных интересов, а деятельность политических партий должна быть предсказуема и адекватна национальному законодательству. Однако сегодня мы по-прежнему наблюдаем деятельность незарегистрированных организаций, проведение в нарушение законодательства политических акций, призывы к введению санкций против Беларуси, не говоря уже о финансировании политической деятельности отдельных организаций из-за рубежа. Данные примеры мало вписываются в международные демократические стандарты, о которых агрессивно напоминает ОБСЕ.
Список сокращений:
БНК – Белорусский национальный конгресс (не зарегистрирован)
БНФ – Белорусский народный фронт
БПЛСМ – Белорусская партия левых «Справедливый мир»
БПП – Белорусская патриотическая партия
«БХД» – «Белорусская христианская демократия» (не зарегистрирована)
БСДП(Г) – Белорусская социал-демократическая партия «Грамада»
БСДП(НГ) – Белорусская социал-демократическая партия «Народная грамада» (не зарегистрирована)
«ГП» – Общественная инициатива «Говори правду»
ДЗС – Движение «За свободу»
ЕАЭС – Евразийский экономический союз
ЕНП – Европейская народная партия
«ЗГИН» – Движение «За государственность и независимость» (не зарегистрировано)
ИАЦ – Информационно-аналитический центр при Администрации Президента Республики Беларусь
ОГП – Объединённая гражданская партия
ОДКБ – Организация Договора о коллективной безопасности
«Разам» – Движение «Разам» (не зарегистрировано)
РПТС – Республиканская партия труда и справедливости.
Евразия.Экспет. 04.10.2016