Молдова: к новому президенту – на финишной прямой
Илья Киселев
Президентская кампания в Молдове вступила в заключительную фазу. По крайней мере, для восьми из десяти оставшихся кандидатов. Для восьми – потому что практически не остается шансов на то, что президент будет избран в первом туре и, значит, для двух кандидатов, которые 30 октября наберут наибольшее число голосов, будет проведен второй тур голосования.
За две недели до выборов число кандидатов уменьшилось – за допущенные нарушения была снята с предвыборной гонки кандидат от общественного движения «Равноправие» Инна Попенко, а кандидат от партии «Общественная платформа DA» Андрей Нэстасе сам снял свою кандидатуру, отказавшись от участия в предвыборной борьбе в пользу Майи Санду, кандидата от партии «Действие и согласие» (PAS).
По мере приближения дня голосования ощущается повышение градуса напряжения в обществе. Происходят события, которые, на первый взгляд, не имеют отношения непосредственно к выборам, но тем не менее прочно с ними связаны. Но будем последовательны и расскажем обо всем по порядку.
В пятницу, 21 октября Апелляционная палата Кишинева удовлетворила ходатайство Центризбиркома о снятии с президентской гонки И. Попенко, кандидата от «Партии Шора» (ранее – общественное движение «Равноправие») за раздачу во время предвыборной агитации дисконтных карточек в так называемые социальные магазины, что было расценено как попытка подкупа избирателей. В тот же день ЦИК рассмотрела заявление о выходе из избирательной гонки А. Нэстасе и удовлетворила его.
Исключение И. Попенко никак не повлияет на расклад сил кандидатов. Многие эксперты достаточно обоснованно предполагали, что ее регистрация в качестве кандидата в президенты преследовала целью освобождение из-под домашнего ареста мэра Оргеева Илана Шора, который находится под следствием по обвинению в отмывании денег и который был зарегистрирован как доверенное лицо кандидата.
Однако судебные органы отказали И. Шору в изменении меры пресечения. Тем не менее есть основания полагать, что раздача дисконтных карточек на предвыборном мероприятии была организована намеренно. Предвыборный рейтинг Попенко находился на уровне статистической погрешности, зато теперь этот выбывший кандидат позиционирует себя как пострадавший от репрессий властей.
Совсем по-другому обстоит ситуация с А. Нэстасе. Отказ от продолжения предвыборной кампании дался ему очень нелегко. Ни у кого не вызывает сомнения, что на него было оказано серьезное давление со стороны дипломатического корпуса западных стран. Фактически ему четко дали понять, что из всех деятелей прозападной оппозиции Молдовы ставка сделана на Майю Санду и ради единства этой самой прозападной оппозиции всем остальным следует отойти в сторону. Примечательно, что для олигархической группировки Владимира Плахотнюка, фактически захватившей власть в Молдове и выдвигающей на пост президента номинального председателя Демократической партии Марианна Лупу, Санду является гораздо более приемлемым соперником, чем Нэстасе.
Прежде всего, это связано с тем, что она в свое время входила в правительство и даже рассматривалась в качестве кандидатуры на пост премьер-министра во время одного из правительственных кризисов. Кроме того, М. Санду косвенно замешана в нашумевшей истории с выводом из банковской системы Молдовы суммы, превышающей миллиард долларов, так как в качестве члена правительства голосовала за перенос на публичный долг кредита, предоставленного ВЕМ для решения проблем данного банка.
Ну а что касается А. Нэстасе, то почти все аналитики сходятся во мнении, что выход из предвыборной гонки негативно скажется как на его личном рейтинге политика, так и на рейтинге его партии «Платформа DA».
Таким образом, М. Санду становится кандидатом в президенты от трех политических формирований – ПДС (партия «Действие и согласие»), партии «Платформа DA» и ЛДПМ. В то же время многие сомневаются, что продекларированное объединение правой оппозиции сильно повысит шансы М. Санду занять высший государственный пост. Отзыв А. Нэстасе своей кандидатуры вовсе не дает гарантии того, что те 12-14% голосов, которые, по данным опросов, могли быть за него отданы, автоматически перейдут лидеру ПДС. Сторонники Нэстасе отличаются от сторонников Санду, хотя также поддерживают европейский курс развития страны. Электорат А. Нэстасе является «воинственным», выросшим на многотысячных митингах и длительных многомесячных протестах в палатках на центральной площади. В то время как М. Санду не почтила своим присутствием ни одного протестного мероприятия, ограничиваясь туманными заявлениями в прессе. Большие сомнения также вызывает и ее партия «Действие и согласие». Единственным человеком этой партии с именем, которое вызывает хотя бы какие-то ассоциации, является сама Санду. Тем не менее именно она становится одним из трех кандидатов на выход во второй тур выборов.
Другим кандидатом, продвигаемым нынешними властями Молдовы, до вчерашнего дня являлся председатель Демократической партии Мариан Лупу. Во время знаменитого двухлетнего кризиса, когда парламент не мог избрать президента в течение более чем двух лет, кандидатура М. Лупу дважды выдвигалась на голосование депутатов и оба раза была провалена. Теперь он имел все шансы быть неизбранным в третий раз уже всенародно, несмотря на все усилия властей.
А усилия предпринимались поистине титанические. Медиахолдинг В. Плахотнюка, контролирующий почти 80% массмедиа, вел усиленную пропаганду за Лупу и ДПМ, одновременно всячески очерняя остальных кандидатов. В то же время были развернуты пропагандистские кампании, направленные на повышение рейтинга Демократической партии, которую многие называют самой ненавистной организацией в стране. Государственных служащих в регионах принуждали в рабочее время заниматься агитацией за кандидата от ДПМ. Мало кто сомневается, что админресурс будет по полной программе использован и в процессе голосования, и при подсчете голосов.
Однако вчера довольно неожиданно из стана Демпартии пришла новость: вслед за А. Нэстасе отказался от продолжения предвыборной кампании и М. Лупу. «Наш основной посыл избирателям, – заявил он, – заключался в том, что Республика Молдова должна продолжить европейский вектор развития. Стране нужен проевропейский президент, который работал бы совместно с правительством и парламентом. Демократическая партия проанализировала создавшуюся в стране ситуацию, в том числе шансы кандидата от нашей партии и партии "Действие и солидарность" Майи Санду, и пришли к выводу, что выборы должен выиграть проевропейский кандидат в президенты. Поэтому я решил отказаться от дальнейшей борьбы в пользу проевропейского кандидата».
Левый предвыборный фланг представлен на президентских выборах двумя кандидатами – председателем Партии социалистов Игорем Додоном и журналистом Дмитрием Чубашенко, выдвинутым от «Нашей партии» Ренато Усатого. На сегодняшний день И. Додон идет на первом месте, обгоняя, по всем опросам, всех кандидатов – его рейтинг приближается к 40%. Не в последнюю очередь – за счет предвыборной программы, ориентированной на восстановление сотрудничества с Россией, сохранения нейтрального статуса Молдовы и социально ориентированной политики. Тем не менее ему вряд ли удастся одержать победу в первом туре. Рейтинг Д. Чубашенко находится в пределах 12-14%, но по заявлениям «Нашей партии» он не будет отказываться в пользу Додона. Но во втором туре «Наша партия» готова поддержать лидера социалистов, если он будет в этом туре участвовать, о чем в минувшее воскресенье заявил лидер «Нашей партии» Ренато Усатый на встрече с молдавской диаспорой в Москве.
Однако именно в тот день предвыборная ситуация осложнилась из-за того, что Генеральная прокуратура Молдовы обратилась в суд за ордером на арест Р. Усатого в связи с тем, что он фигурирует в качестве свидетеля по делу о покушении на российского банкира Горбунцова. На левом фланге молдавской политики это было воспринято как попытка помешать Усатому участвовать в предвыборной кампании кандидата от его партии, а также как прелюдия к отстранению Д. Чубашенко от участия в президентской кампании. Говорить об этом пока рано, но вполне возможно, что эффект от предпринятых властями мер будет неожиданным – на протестной волне Чубашенко может дополнительно набрать 5-6% за счет сторонников снявшегося А. Нэстасе. Вариант снятия Д. Чубашенко с выборов под каким-то предлогом представляется маловероятным.
Таким образом, наиболее вероятными кандидатами на выход во второй тур выборов являются Игорь Додон и Майя Санду. При этом необходимо учитывать, что тот контроль, который имеет над практически всеми сферами молдавского государства группировка Плахотнюка, дает возможность олигарху быстро смешать все карты и разложить свой политический пасьянс. Вопрос только в том, насколько ему позволят сделать это западные кураторы.
Ритм Евразии. 27.10.2016