Минус десять лет
Сергей Арбузов
В свое время предвыборный лозунг президента Петра Порошенко обещал украинцам, что они вскоре начнут «жить по-новому». Что именно будет означать новая жизнь и когда же она начнется, тогда было понятно мало, да и вряд ли сам кандидат мог внятно и, главное, честно ответить на этот вопрос. Однако сейчас, спустя два с половиной года, очертания нового государства уже вполне осязаемы.
Можно долго спорить о том, правильный или неправильный курс выбрала постмайданная власть с точки зрения геополитики и неких «национальных» интересов. Я глубоко убежден, что неправильный, но могу согласиться с тем, что объективно меня и сторонников майдана рассудит только история.
Однако, если финал пока кому-то и не ясен, то цена уже понятна. И платят ее не политики, а простой украинец.
Девальвация национальной валюты, обвал экономики в результате разрыва связей с Россией и сомнительных экономических экспериментов под руководством МВФ очень больно ударили по населению. Реальные доходы граждан на сегодня опустились до уровня 2006 года. Фактически за два с половиной года украинцы потеряли десятилетие — новая власть так по-своему реализовала известный лозунг «пятилетку за четыре года».
За первое полугодие 2016 года располагаемый доход населения в расчете на душу составил 15,2 тыс. гривен, что на 13% больше прошлогоднего показателя. Об этом — номинальном — росте доходов рассказали все провластные СМИ. Однако там предпочли умолчать о том, что потребительские цены за январь–июнь этого года к январю–июню прошлого выросли на 18,1%. Это значит, что на самом деле и через два с половиной года после начала «решительных реформ» реальные доходы людей продолжают падать. Особенно провал заметен, если сравнить нынешние цифры с домайданным периодом. За первое полугодие 2013 года располагаемый доход на душу населения составлял 11,3 тыс. гривен, или $1411, а сейчас всего $583.
Такое длительное ухудшение благосостояния вынуждает людей тратить последние деньги. В стране третий год тают депозиты в банках, снижается уровень сбережений, что стало одной из причин банковского кризиса. По официальным данным, отток по срочным депозитам физических лиц с 2014 года уже составил 36,1 млрд гривен. Но даже запасенных за годы стабильности денег людям не хватает для поддержания хотя бы минимального уровня потребления.
По данным украинской Ассоциации поставщиков торговых сетей, соотечественники стали потреблять меньше продуктов питания. Сравнительный анализ продаж в розничной сети за первое полугодие 2015 и 2016 годов показал сокращение в натуральном измерении продажи соков на 22% и растительного масла на 19%. Потребление мяса сокращено на 14%, рыбы — на 8%, сахара — на 18%. Основа украинского рациона теперь крупы, макароны, картофель и хлеб.
И это не преувеличение. На Украине за чертой прожиточного минимума сейчас живет 58,3% населения. Это вполне официальные данные Института демографии и социальных исследований Национальной академии наук страны. Еще в прошлом году данный показатель был вдвое меньше — 28,6%. Самый же высокий показатель бедности зафиксирован среди семей с детьми и пенсионеров. Именно они платят наиболее высокую цену за эксперименты новой власти. И, к сожалению, будут платить и дальше. Уровень бедности на Украине, согласно прогнозам Всемирного банка, будет оставаться высоким как минимум до 2018 года, учитывая медленные темпы восстановления экономики, слабую динамику реальной заработной платы и занятости. При этом основной удар по населению еще только впереди.
Нынешний год стал едва ли не первым в истории страны, когда украинцы не призывали местные власти начать пораньше отопительный сезон. «Реформы» в энергетической сфере обещают в этом году счета за отопление и коммунальные услуги, превышающие во многих случаях месячный доход семьи. При этом даже сами чиновники не понимают, за что люди вынуждены платить. Только на днях правительство создало рабочую группу по проверке работы Теплокоммунэнерго и обоснованности установленных им цен. Такой непрофессионализм сейчас везде, и он уже никого не удивляет, по сути превратившись в визитную карточку нынешней власти.
Вместе с продолжающейся стагнацией экономики, беспросветным политическим кризисом и перманентной войной в Донбассе «новая страна» стала кошмаром, а не землей обетованной. Обещанный легкий путь в Европу обернулся дорогой в тупик. И особый цинизм новой власти состоит именно в том, что она сделала эту дорогу платной.
Известия. 17.10.2016