Минск впал в братскую зависимость от Москвы
Антон Ходасевич
Белорусская экономика – самая слабая в ЕАЭС. К такому выводу пришла группа экспертов Евразийского банка развития (ЕАБР). Низким темпам роста в немалой степени способствовало снижение объемов поставок российской нефти. В Минске рассчитывают, что окончание нефтегазового конфликта существенно улучшит ситуацию.
«Беларусь демонстрирует наиболее низкие темпы экономического роста среди стран ЕАЭС», – говорится в Макроэкономическом обзоре Евразийского банка развития (ЕАБР), по итогам третьего квартала опубликованном накануне выходных. Причинами этого эксперты банка называют снижение внутреннего спроса, вызванное падением доходов населения (на 7%), которое соответственно и тратит меньше (на 2,1%). Еще более серьезный урон белорусской экономике нанесли внешние факторы. «Сокращение поставок сырой нефти из России в Беларусь в начале третьего квартала привело к изменению прогноза ВВП на 2016 год в сторону снижения до минус 2,6% (предыдущий прогноз – падение на 1,9%)», – отмечается в докладе. Как писала ранее «НГ», Россия на треть сократила поставки нефти на белорусские НПЗ во втором квартале из-за неполной оплаты Минском полученного природного газа. Было заявлено, что вместо плановых 24 млн т Белоруссия в 2016 году получит 18. По оценке экономических властей Белоруссии, это уже обошлось стране потерей 0,3% ВВП.
Падение фиксируется и по всем другим отраслям экономики, констатируют эксперты ЕАБР. Минусует сельское хозяйство (2,2%), которое еще недавно было в плюсе (4,2% месяцем ранее). Почти легла строительная отрасль – минус 17%. Компании не инвестируют в развитие по причине отсутствия средств, зато растут плохие долги и создают риски в банковской системе. Государство, пытаясь решать проблемы за счет заимствований, все глубже влезает в долги. «Внешний государственный долг в долларовом эквиваленте увеличился с 13,1 млрд долл. на 1 мая 2016 года до 13,3 млрд долл. на 1 августа», – констатируется в обзоре. В результате госдолг вместе с выданными гарантиями превысил 49% ВВП.
Эксперты ЕАБР констатируют, что пока экономика страны не демонстрирует никаких предпосылок к оживлению, и прогнозируют ей «затяжное восстановление экономического роста». В частности, падение ВВП в 2016 году, по их прогнозу, составит 2,6%, а плюс 2017 года ограничится лишь 0,6%. Напомним, что ранее правительство Беларуси рассчитывало на восстановление экономического роста уже во втором полугодии. В планах на 2017 год – рост на 1,7%. Правда, никто из экспертов – ни местных, ни международных – этот оптимизм не разделяет.
В то же время официальный Минск вдохновлен обещанием России восстановить объемы поставок нефти в четвертом квартале. Интересно, что в тот день, когда в Москве стороны договорились о полюбовном решении проблемы, президент Александр Лукашенко как раз выступал в парламенте, где заявил, что если Россия ограничивает поставки нефти в Белоруссию, то ему придется покупать это сырье в других странах. В частности, «уже идет танкер в Одессу» с иранской нефтью.
Оптимистичные заявления властей о том, что газовый, а с ним и нефтяной конфликты исчерпаны, в пятницу косвенно подтвердила российская сторона. Заявление официального представителя «Транснефти» Игоря Демина о том, что Белоруссии будет поставлено 5 млн т нефти в четвертом квартале, процитировали все белорусские СМИ. На минувшей неделе министр энергетики Белоруссии Владимир Потупчик даже пообещал местным компаниям снижение цен на энергоносители в связи с тем, что Россия де-факто согласилась снизить цену газа для Белоруссии. Напомним, что де-юре цена останется прежней, но разницу доплатит российский бюджет.
Правда, скептики предостерегают от излишнего оптимизма до тех пор, пока озвученные договоренности не будут закреплены документально. Ведь стороны были близки к разрешению конфликта и ранее. «Почва для новых конфликтов сохраняется по ряду причин. Сами интеграционные соглашения – и в рамках «двойки», и в рамках ЕАЭС – оказались сырыми, чересчур политизированными. Вдобавок партнеры склонны трактовать договоренности по-разному и вообще не страдают буквоедским их выполнением. Скажем, сокращение поставок нефти в Беларусь по принципу «ах, так, тогда вот вам!» тоже было неконвенциональным шагом», – пишет по этому поводу политический обозреватель Александр Класковский.
Подтверждение таким прогнозам не замедлило появиться. Официальные лица пока молчат и с той, и с другой стороны, но общественность уже обсуждает новый разгорающийся конфликт между союзницами. «Россия лишила Белоруссию статуса транзитной страны», – говорят местные наблюдатели. Европейских путешественников вдруг перестали впускать в Россию, если они пересекают границу в Беларуси.
Въехать в Россию можно только через российские международные пункты пропуска, говорят пограничники иностранным путешественникам на границе и разворачивают их обратно. О таких случаях сообщают местные приграничные СМИ. Например «Вечерний Брест» пишет о том, что из-под Смоленска вынужден был вернуться польский театральный режиссер Томаш Лещинский. Ему объяснили, что он находится на межгосударственном переходе, а ему нужно на международный. Однако никаких новых документов или разъяснений российская сторона не дает. Все делают вид, что так было всегда, хотя фактически последние 20 лет граница Беларуси с ЕС была и границей России. Эксперты не исключают, что этот конфликт будет зреть и вскоре выйдет на официальный уровень. В свете сложных российско-белорусских отношений непонятно, как он повлияет на другие, в том числе экономические, соглашения. «Даже если Москва не имеет прямого желания насолить Минску, ее недоверие к белорусским властям, в том числе и в пограничном вопросе, совершенно очевидно. Следующим шагом вполне может стать ликвидация так называемого Союзного государства Беларуси и России», – полагает, например, белорусский эксперт Андрей Поротников.
Независимая газета. 16.10.2016