Инновационная инфраструктура в Большой Евразии

20 октября в Вероне начинает работу V Евразийский форум. Среди тем, которые обсудят его участники, — интеграция проектов Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути.

Сопряжение Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП) — это, пожалуй, наиболее масштабный инфраструктурный и в целом экономический инновационный проект на евразийском пространстве.

Идею создания ЭПШП выдвинул председатель КНР Си Цзиньпин во время визита в Казахстан в сентябре 2013 года. Проект предусматривает создание общего торгово-экономического пространства от Шанхая до Лиссабона, объединенного транспортной инфраструктурой.

В 2015 году президент Владимир Путин предложил совместить китайскую инициативу и процесс создания Евразийского экономического союза, в который на данный момент входят уже пять государств: Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия. В мае 2015 года лидеры России и Китая подписали соглашение о сопряжении проектов ЭКШП и ЕАЭС.

Россия рассматривает проект "Один пояс — один путь" как основу для формирования большого евразийского партнерства с участием стран — членов ЕАЭС, ШОС и АСЕАН. На Петербургском экономическом форуме в июне 2016 года президент Владимир Путин заявил, что проект "Большая Евразия" открыт и для ЕС. По его мнению, партнерство должно строиться на принципах транспарентности и взаимного уважения, в противовес попыткам создания закрытых и непрозрачных проектов, таких как Транстихоокеанское партнерство или Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство.

Выгода Китая

— Создание евразийского транспортного коридора уменьшит зависимость Китая от морских перевозок, а также ускорит и удешевит доставку грузов в Европу. Сейчас контейнерные грузы идут туда морем в среднем 45–60 суток, сухопутный "Шелковый путь" сократит срок доставки в Восточную Европу до 11 дней. Еще один плюс транзита через территорию ЕАЭС — отсутствие таможенных границ внутри союза.

— Осуществление проекта поможет и реформе китайской экономики, предусматривающей развитие внутреннего потребления и построение к 2021 году "общества средней зажиточности". Развитие инфраструктуры — часть этого масштабного плана, который должен позволить удержать темпы роста экономики КНР на уровне не ниже 6,5% в год.

— Строительство "Шелкового пути" — это одновременно часть программы развития наиболее отсталых провинций Китая, в том числе Синьцзян-Уйгурского автономного округа и Тибета.

— Создание транспортного коридора и единого евразийского пространства способствует и превращению юаня в мировую валюту. По данным системы SWIFT, он уже занимает третье место среди валют, используемых в торговых расчетах, а с октября юань стал резервной валютой МВФ.

— Проект приведет к росту геополитического влияния КНР. На создание Фонда "Шелкового пути" Китай намерен выделить $40 млрд, которые пойдут на поддержку проекта в странах, входящих в экономический пояс. К финансированию проекта может быть подключен и Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, учрежденный в октябре 2014 года по инициативе КНР, в капитале которого уже участвуют 57 стран. Проект позволит Китаю войти капиталом и в транснациональный корпоративный бизнес.

Выгода России и ЕАЭС в целом

— Участие в проекте "Шелкового пути" способствует использованию странами ЕАЭС своего стратегического географического положения. По оценкам экспертов, их доля на рынке транзитных перевозок "Азия — Европа" может вырасти в 5–8 раз с нынешних 1–2%.

— Проект способствует и развитию сети автомобильных дорог. В ЭПШП может быть интегрирована и строящаяся автодорога из Европы через Россию в Азию.

Инвестиции в маршрут северного железнодорожного коридора, который пойдет из Китая в Западную Европу через Казахстан, Россию и Белоруссию, приведут к улучшению транспортной инфраструктуры стран ЕАЭС и упрощению перевозок внутри союза. Так, частью "Шелкового пути" станет высокоскоростная магистраль Москва — Казань, в которую Китай намерен инвестировать 400 млрд руб.

— Участие в строительстве позволит российским компаниям повысить свою конкурентоспособность в третьих странах, опираясь в том числе на китайский капитал.

— Строительство коридора приведет к росту товарооборота стран ЕАЭС с Китаем и Европой, а также поможет странам союза противодействовать дискриминации на мировых рынках.

— Проект стимулирует отечественных перевозчиков снизить стоимость и улучшить качество услуг, а власти ЕАЭС — выработать согласованную транспортную политику.

— Участие в проекте способствует развитию дальневосточных регионов России, Урала и Сибири, созданию современной транспортной и приграничной инфраструктуры на Дальнем Востоке, что, в свою очередь, укрепит позиции России в Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом.

— Создание евразийского транспортного коридора и единого торгового пространства приведет к упрощению таможенных процедур в ЕАЭС.

— Кроме того, страны ЕАЭС смогут перенять опыт Китая в строительстве дорог в сложных условиях.

Стимул для инноваций

— Строительство "Шелкового пути" невозможно без принятия целого ряда инновационных решений в различных сферах. Это и выработка единых технологических стандартов, и инфраструктурное взаимодействие, и финансовая и таможенная интеграция.

— Кроме того, участие в проекте потребует разработки единого программного обеспечения, операционной системы, тесного взаимодействия в сфере информационной безопасности и т. д.

— Проект транспортного коридора между Западом и Востоком уже вдохновляет разработчиков высоких технологий. Так, в июне 2016 года сооснователь компании Hyperloop One Шервин Пишевар заявил, что намерен запустить вакуумный поезд по "Шелковому пути", благодаря чему грузы из Китая в Европу можно будет доставлять за один день.

— А в сентябре 2016 года Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) и Харбинский политехнический университет (КНР) заявили о старте совместных исследований технологий строительства высокоскоростных железных дорог в регионах с холодным климатом.

ТАСС. 19.10.2016

Читайте также: