Закат глобализации создает новые риски для России

Михаил Сергеев

В Евросоюзе проходят массовые протесты населения против трансатлантических соглашений о свободной торговле с США и Канадой. Европейцы опасаются снижения качества продовольствия, разорения местных фермеров, а также появления особой коммерческой юстиции, в рамках которой транснациональные компании смогут фактически управлять национальными правительствами. Новая волна протестов против глобальных торговых соглашений подтверждает уже зафиксированный экономистами «конец глобализации» – то есть сокращение международной торговли и спад транснациональных инвестиций.

В центре внимания европейцев сегодня находятся два соглашения о свободной торговле с Канадой (CETA) и США (TTIP – Transatlantic Trade and Investment Partnership). При этом часть европейских политиков, а также многие европейские активисты возражают против этих соглашений.

Манифестация против этих трансатлантических договоров о свободной торговле вчера прошла в Брюсселе. А накануне более 300 тыс. немцев протестовали по всей Германии против торговых соглашений с США и Канадой.

«Европейские правительства могут принять решение о подписании первого трансатлантического договора (CETA) уже 22 сентября», – цитирует Интерфакс Мишеля Сермака, представителя Национального центра сотрудничества по развитию (CNCD), который и организовал манифестацию в Брюсселе. Европейские активисты утверждают, что договор с Канадой «представляет собой троянского коня соглашения TTIP с Соединенными Штатами».

В прошлую субботу прошли массовые демонстрации по всей Германии против заключенного, но еще не вступившего силу соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве ЕС и Канады, а также готовящегося Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства с США – передает Deutsche Welle. Организаторы оценили общую численность протестантов в 320 тыс. человек, что не совпадает с данными местной полиции. Многотысячные демонстрации прошли в Берлине, Гамбурге, Кельне, Франкфурте-на-Майне, Штутгарте, Мюнхене, Лейпциге. Соглашения о свободной торговле с Канадой и США чреваты ухудшением экологических и социальных стандартов – считают европейские активисты. Но дело не только в экологии.

Трансатлантические соглашения предполагают создание международных арбитражных судов (ISDS – Investor-state dispute settlement) для решения споров между частными компаниями и государствами. Эти «третейские суды» станут инструментом в руках США – опасаются европейцы.

«Международный арбитраж – это та «игла Кощея», ради которой затевался весь проект TTIP. Именно такой арбитраж означает торжество глобализации, победу транснациональных корпораций и попрание прав национальных государств», – утверждает обозреватель РИА Новости Дмитрий Добров.

Между тем западные аналитики предсказывают не «торжество глобализации», а ее конец. В последние недели в нескольких авторитетных СМИ появились утверждения о конце глобализации.

«Глобализация тормозится уже в течение нескольких лет», – утверждает экономист Саймон Эвенетт в интервью изданию Welt am Sonntag. Причинами этого он считает сложную политическую ситуацию в мире и новый протекционизм. Государства предоставляют преимущества отечественной экономике: явные и скрытые субсидии, экспортные пошлины и правила, которые не допускают квалифицированных рабочих из других стран.

«Сокращается не только прирост мирового ВВП, но и прирост объемов торговли между государствами. Фактически это означает, что глобальное переплетение экономики сокращается», – говорит главный экономист немецкого DZ Bank Штефан Бильмайер. Он проанализировал трансграничные инвестиции 16 стран мира и выяснил, что после пика в 2007 году они падают и достигли уже уровня 1990-х годов.

«Разрушение глобальных рынков, которые распадаются на экономические макрорегионы, – это объективный процесс. Его можно называть концом глобализации или как-либо еще. Например, используется термин «глокализация», – говорит директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. – Если Россия не сумеет создать свой макрорегион, то нас просто разорвет на части. И тогда уже не будет смысла говорить о российском бизнесе или о российской экономике, как сегодня, например, нет смысла говорить о болгарском бизнесе». По словам эксперта, попытку создать зону рублевых расчетов или организацию Таможенного союза можно считать правильным ответом на «конец глобализации». «Но сейчас Россия явно теряет темп в этих усилиях», – говорит Делягин.

«Не стоит преувеличивать важность спада в международной торговле и инвестициях. Международный финансовый рынок остается глобальным, и эта финансовая глобализация дает немало шансов для развития», – считает руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития (ИНСОР) Никита Масленников. По его словам, точнее говорить не о конце глобализации, а об изменении ее форм. Попытка же извлечь пользу от изоляции вряд ли увенчается успехом. «Чем больше изоляции – тем архаичнее структура экономики», – замечает Масленников. Тогда как международная конкуренция – это единственный драйвер развития, которым должна воспользоваться и Россия. В противном случае мы не сможем выбраться из ловушки низких темпов экономического роста», – отмечает Масленников.

Независимая газета. 21.09.2016

Читайте также: