Некоторые итоги взаимной торговли стран-членов ЕАЭС в 2015 году

Николай Шеин

Состояние внешнеторговых связей один из важнейших показателей развития интеграционных процессов на территории Евразийского экономического союза. Масштабы и структура свободного обмена товарами, производимыми его участниками, свидетельствуют об интенсивности взаимного экономического общения, успехах и неудачах строительства единого экономического пространства.

По итогам первого года существования Евразийского экономического союза объем взаимной торговли стран-участниц ЕАЭС в долларовом эквиваленте составил 45,4 млрд долл., данный показатель на 26% ниже уровня взаимного товарооборота стран-участниц ЕАЭС в 2014 году. Сокращение торговли в денежном эквиваленте внутри ЕАЭС связано с продолжающимся экономическим кризисом, и в частности с девальвацией национальных валют, последовавшей за падением российского рубля. В связи с этим покупательная способность населения и предприятий значительно сократилась. Однако следует иметь в виду, что сокращение взаимного товарооборота стран-участниц ЕАЭС произошло именно в долларовом эквиваленте, тогда как расчеты в национальных валютах, а также физические показатели объема торговли по многим статьям, напротив, увеличиваются(1).

Примечательно, что внутрисоюзная торговля оказалась менее подверженной всем тем факторам, которые вызвали падение внешнеторговых операций стран Союза. Сокращение объема торговли между государствами ЕАЭС в 2015 году было менее глубоким, чем сокращение объема торговли с третьими странами, в результате чего удельный вес взаимной торговли в общем объеме внешней торговли в целом по ЕАЭС увеличился с 11,7% по итогам 2014 года до 13,5% по итогам 2015 года.

Вступление в ЕАЭС в 2015 году Армении и Кыргызстана на структуру взаимной торговли повлияло слабо в связи с небольшим размером их экономик. По итогам 2015 года большая часть взаимного товарооборота приходится на торговлю России с Белоруссией (57,1%) и Казахстаном (33,5%). Также РФ играет ведущую роль в торговле с Кыргызстаном (3,2%) и Арменией (2,8%). Взаимная торговля между государствами ЕАЭС, не связанная с Россией, незначительна. Заметного уровня достигла лишь торговля между Казахстаном и Кыргызстаном (1,9%), а также Казахстаном и Белоруссией (1,3%). Отметим, что единственный рост взаимной торговли в долларовом эквиваленте в 2015 году наблюдался между Арменией и Кыргызстаном (рост на 8,1%), взаимный товарооборот остальных стран сократился, наибольшее сокращение наблюдается в паре Казахстан – Белоруссия (на 39,2%).

Особенностью Евразийского экономического союза является то, что взаимная торговля для России является менее значимой, чем для всех остальных участников объединения. Так, по итогам 2015 года соотношение торговли с третьими странами и внутри союза для России выглядело как 91,9% и 8,1%, однако отмечается рост доли взаимной торговли России с союзными странами (в 2014 году составляла 7,2%). Наибольшее значение взаимной торговли между участницами ЕАЭС наблюдается для таких стран как Белоруссия (доля взаимной торговли в общем объеме внешней торговли страны составляет 49,5%) и Кыргызстан (44,3%).

В товарной структуре взаимной торговли государств-членов ЕАЭС наибольший удельный вес занимают:

  • минеральные продукты (33,4% объема взаимной торговли), из которых 81,7% на рынок ЕАЭС поставляет Российская Федерация.
  • машины, оборудование и транспортные средства (16,4%), из которых 60,0% поставляет Россия и 37,1% – Беларусь.
  • продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (15,5%), из которых 54,8% поставляет Беларусь и 34,0% – Россия.
  • металлы и изделия из них (10,6%), из которых 67,2% поставляет Россия.

Отметим, что в 2015 году в структуре взаимной торговли увеличилась доля продовольственных товаров относительно показателя 2014 года на 1,2%. Также увеличение доли продукции в общем объеме взаимной торговли наблюдается по продукции химической промышленности (на 1,0%) и минеральным продуктам (на 0,6%).

По итогам взаимной торговли стран-членов ЕАЭС в 2015 году можно сделать следующие выводы:

– Республика Армения среди стран-участниц ЕАЭС имеет наименьший оборот взаимной торговли (1,2 млрд долл.). Наибольшая значимость торговли с ЕАЭС для Армении представляется в товарообороте минеральных продуктов и продовольственных товаров.

– Среди стран-участниц ЕАЭС Республика Беларусь является крупнейшим импортером минеральных продуктов (9,5 млрд долл.), металлов и изделий из них (1,6 млрд долл.) и продукции химической промышленности (1,5 млрд долл.), а также выступает крупнейшим экспортером продовольственных товаров (3,9 млрд долл.). Товарооборот Белоруссии со странами ЕАЭС превышает внешнюю торговлю Республики с третьими странами по таким товарным группам, как: минеральные продукты, продовольственные товары и металлы и изделия из них.

– Республика Казахстан является крупнейшим импортером машин, оборудований и транспортных средств среди стран-участниц ЕАЭС (2,7 млрд долл.). Наибольшая значимость взаимной торговли со странами ЕАЭС для Казахстана представляется в торговле продукцией химической промышленности и продовольственными товарами.

– Кыргызская Республика практически полностью ориентирована на рынок ЕАЭС по товарной группе минеральные продукты (доля взаимной торговли в общем объеме внешней торговли Кыргызстана превышает 90%). Также товарооборот Кыргызстана с союзными странами превышает оборот внешней торговли с третьими странами по продовольственным товарам и металлам и изделиям из них.

Российская Федерация является крупнейшим экспортером продукции практически всех товарных групп, в результате чего является единственной страной-членом ЕАЭС, имеющей положительное сальдо от взаимной торговли (14,6 млрд долл.). По продовольственным товарам Россия уступает в экспорте Белоруссии, однако является лидером по импорту данной категории товаров среди стран-участниц ЕАЭС. Также отметим, что именно по данной категории продукции Российская Федерация имеет наибольший удельный вес товарооборота со странами ЕАЭС в общем объеме внешней торговли России (14,5%).

Дальнейшее развитие евразийской интеграции существенно зависит от роста взаимной торговли стран-участниц ЕАЭС, для чего необходимо эффективно решить ряд вопросов, первоочередными среди которых являются:

– создание единых рынков товаров и услуг (так до настоящего времени затягивались решения о запуске единого рынка фармацевтических и лекарственных средств(2), принятие Концепции общего рынка газа и Концепции общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС(3);

– отмена и унификация нетарифных барьеров внутри союза, которые существенно обременяют взаимные потоки товаров и услуг между странами ЕАЭС, снижая эффективность общего рынка, и в особой степени препятствуют развитию и кооперации технологичных отраслей. Наиболее негативное влияние на торговлю оказывают меры ценового контроля и меры, влияющие на конкуренцию (ограничения в области сбыта и государственных закупок, субсидии), которые в принципе могут быть полностью ликвидированы.

______________________________________________________________________________________________________

  1. По словам экс-председателя коллегии Евразийской экономической комиссии Виктора Христенко, примерно две трети взаимного товарооборота ЕАЭС осуществляется в рублях, 1,5% товарооборота – в национальных валютах других стран союза, 31% – в долларах и евро. В ходе Петербургского экономического форума, прошедшего в июне 2016 года, прозвучала информация о том, что объем торговли России со странами ЕАЭС в рублях по итогам 2015 года вырос на 18%.
  2. Соглашение о единых принципах и правилах обращения лекарственных средств в рамках ЕАЭС должно было вступить в силу 1 января 2016 года, однако Россия завершила процесс ратификации Соглашения в феврале 2016 года. Только в августе 2016 года был одобрен соответствующий документ по запуску единого рынка лекарств в ЕАЭС.
  3. Планировалось данные концепции разработать и принять до конца 2015 года, однако Концепция общего рынка газа была утверждена в феврале 2016 года, а Концепция общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС – в мае 2016 года.

Российский институт стратегических исследований. 27.09.2016

Читайте также: