Вторая индустриализация Казахстана: есть ли шанс?
Александр Шустов
Начиная с 2010 г. Казахстан проводит программу форсированной индустриализации, призванную изменить сырьевой характер его экономики. С этой целью республика использует как советский опыт, включая, например, пятилетние периоды планирования, так и западные и восточно-азиатские практики. Какие результаты приносит политика индустриализации, и с какими проблемами сталкивается?
Сырьевое проклятие
После распада СССР Казахстан, как и большинство других республик бывшего Союза, оказался в крайне сложном экономическом и социальном положении. Ни одна из союзных республик самостоятельного воспроизводственного цикла, не зависящего от общесоюзного народнохозяйственного комплекса, не имела. Но если «европейские» республики СССР обладали сравнительно развитой обрабатывающей промышленностью, то Казахстан ее практически не имел. В структуре его экономики на рубеже восьмидесятых-девяностых годов преобладали добывающие отрасли (нефть, руда, каменный уголь), а также черная и цветная металлургия.
С распадом СССР и приходом иностранного капитала сырьевая специализация экономики лишь усилилась. Наибольшим спросом на мировом рынке пользовались казахстанская нефть и металлы, а объем производства в машиностроении и других обрабатывающих отраслях сокращался из-за свертывания общесоюзных технологических цепочек, кризиса в ОПК, эмиграции славян, составлявших большинство занятых в этой сфере, наплыва дешевых зарубежных товаров и т.п. В структуре казахстанского экспорта после распада СССР преобладали сырьевые товары. Причем ситуация не изменилась и сегодня. В 2014 г., например, доля сырьевых товаров в казахстанском экспорте по данным таможенной статистики составила 77,9%. Причем сырьевым экспортом считается лишь необработанное сырье (сырая нефть и т.п.), а продукция первого передела (прокат металлов и т.п.) считается уже несырьевыми товарами.
Первая пятилетка новой индустриализации
Осознавая, что столь сильная зависимость от экспорта сырья в случае падения цен на него грозит весьма неприятными последствиями, казахстанские власти в последние годы стремились устранить сырьевую зависимость путем опережающего развития обрабатывающей промышленности. Для этого была принята Государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития на 2010-2014 гг., имевшая такой же период планирования, что и советские пятилетки. В прошлом году началась реализация второй пятилетки (2015-2019 гг.).
Итогом первой пятилетки, по официальным данным, опубликованным на сайте премьер-министра Казахстана, стала реализация 770 из 1042 запланированных проектов, что позволило создать 75 тысяч постоянных рабочих мест.
Частные инвестиции в индустриальное развитие республики за это время составили 3 трлн. тенге (около $8,8 млрд). По оценке «Эксперт.Казахстан», отраслевые индикаторы программы индустриализации по итогам первой пятилетки были выполнены примерно на 70%.
Вклад программы индустриального развития в экономический рост страны, колебавшийся в этот период в пределах от 5 до 7,5%, по расчетам экспертов Национальной палаты предпринимателей, составлял 0,5-1,7%. В ходе телетрансляции, посвященной подведению итогов первой пятилетки, Н.Назарбаев сообщил, что за 5 лет в стране было освоено производство 400 новых видов продукции. Появились такие отрасли промышленности, как автомобилестроение, железнодорожное машиностроение, вертолетостроение, солнечная и ветровая энергетика.
Препятствия на индустриальном пути
Но обозначились и первые проблемы. Более четверти всех введенных в строй промышленных объектов (200) испытывали трудности с загрузкой, а некоторым вообще пришлось остановить производство. Негативное влияние на экономику Казахстана оказала двукратная девальвация российского рубля. В начале 2015 г. в республике активно обсуждалась идея введения запрета на импорт целого ряда российских потребительских товаров. Национальная палата предпринимателей предлагала полностью запретить импорт куриного мяса из РФ, средняя цена которого снизилась с 760 тенге до 380 тенге за килограмм при себестоимости казахской курятины в 400 тенге. Импорт яиц предлагалось ограничить квотой в 500 млн штук. Полный запрет или квоту предлагалось ввести на поставки российской муки, которая оказалась дешевле казахстанской в полтора раза, а также ограничить квотами поставки соков, стоимость которых была ниже продукции местных производителей на 25-30%.
Полного запрета на импорт потребительских товаров из РФ удалось избежать, но отдельные ограничения все-таки вводились. В апреле 2015 г был веден временный запрет на поставки курятины и продуктов птицеводства. В марте и апреле 2015 г. вводились запреты на поставку российских нефтепродуктов, наплыв которых обвалил цены на внутреннем рынке и создал угрозу остановки казахстанских НПЗ.
Неблагоприятная внешнеэкономическая конъюнктура в целом оказала на казахстанскую экономику отрицательное воздействие. По итогам 2015 г. экспорт сократился в 1,7 раза (с $80,24 млрд до $46,29 млрд), достигнув минимального значения с 2009 г. При этом сырьевой экспорт сокращался гораздо медленнее, чем несырьевой. Так, экспорт сырой нефти за прошлый год сократился вдвое (с $53,63 млрд до $26,77 млрд), а поставки на внешние рынки машин и оборудования – почти в четыре раза (с $1,34 млрд до $0,35 млрд).
Вторая пятилетка
Главными целями второй пятилетки были заявлены «стимулирование диверсификации и повышение конкурентоспособности обрабатывающей промышленности». К 2019 г. по сравнению с 2012 г. объем произведенной продукции планируется увеличить на 43%, производительность труда – в 1,4 раза и создать 29,2 тыс. новых рабочих мест.
В качестве приоритетных направлений были выбраны 6 отраслей промышленности: металлургия, химия, нефтехимия, машиностроение, пищевая и строительная промышленность.
Президент Казахстана Н.А. Назарбаев. Источник: tmholding.ru.
Развивать их планируется путем создания шести кластеров. Первый из них связан с добычей нефтегазовых ресурсов, их переработкой и производством оборудования, два инновационных кластера (медицина, «3D-принтинг», геология, металлургия, композитные материалы, энергосберегающие и строительные технологии) в Астане и Алма-Ате, и еще три будут определены по итогам проведения конкурсных процедур.
Промежуточные итоги второй пятилетки были подведены Н. Назарбаевым 11 декабря прошлого года в ходе общенационального телемоста «Новая индустриализация Казахстана. Результаты 2015 года». По его словам, за год было введено в строй 120 новых объектов и создано 10 тысяч постоянных рабочих мест. Всего же с 2010 по 2015 г. реализовано 890 проектов, 90% которых осуществлено за счет частных средств. Объем инвестиций в индустриализацию страны за этот период составил 3,8 трлн тенге, общая стоимость произведенной продукции – 5,4 трлн.
Кадры решают все
Несмотря на значительные успехи, включая создание новых отраслей промышленности (автомобилестроение, железнодорожное машиностроение, производство медицинской техники, вертолетов) в реализации программы индустриализации наметились и проблемные моменты. Критические влияние на ее результаты оказывают два фактора – узость внутреннего рынка и отсутствие необходимых кадров.
Большинство вновь созданных производств являются «отверточными», когда на месте осуществляется лишь конечная сборка продукции из готовых узлов и деталей. Локализация, то есть освоение производства этих компонентов на месте, в условиях Казахстана выгодна только при наличии перспектив экспорта.
Изначально экспортировать продукцию машиностроения предполагалось в другие страны ЕАЭС и СНГ. Но они сегодня находятся в кризисе, и платежеспособный спрос обеспечить не могут. Пока же большую часть экспорта Казахстана в страны ЕАЭС по-прежнему составляет нефть, руды цветных и черных металлов, алюминий и изделия из него, глинозем и корунд.
Проблема с кадрами глобальнее. Миграционный отток в отдельных отраслях ставит развитие индустриального сектора под угрозу. Решить проблему с кадрами власти пытаются, направляя казахских студентов для обучения в западные технологические вузы (программа «Болашак»), а также путем развития технического образования в самом Казахстане.
Но уровень подготовки специалистов на Западе далеко не всегда отвечает стоящим перед ними в Казахстане задачам, а развитие технического образования в самой республике сталкивается с отсутствием необходимой учебной базы и преподавателей.
Экспортные рынки ЕАЭС
Перспективы участия Казахстана в ЕАЭС в плане индустриализации заключаются в выстраивании трансграничных производственных цепочек и создании экспорториентированных производств.
Причем их продукция может быть предназначена отнюдь не только для стран ЕАЭС. Так, российский «Автоваз» строит в Усть-Каменогорске крупнейший в республике завод полного цикла «Азия Авто Казахстан», который является совместным предприятием ТОО «Бипэк Авто Казахстан» и ОАО «АвтоВАЗ».
Проект включен в программу индустриализации на 2015-2019 гг. В планах «Автоваза» – сделать завод своей основной экспортной площадкой для экспансии на рынки южных стран СНГ. В качестве основных экспортных направлений рассматриваются соседние республики Средней Азии, Уральский, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа России, Монголия и страны Закавказья. Мощность завода на первом этапе составит 60 тыс., а на втором – до 120 тыс. автомобилей в год. Ввести в строй его планируется в 3-м квартале 2018 г.
При сохранении политической стабильности и курса на индустриализацию у Казахстана есть шанс сократить отставание от России и Беларуси по уровню развития промышленности и претендовать на роль индустриального лидера Средней Азии. Реализация этого шанса во многом будет зависеть от того, каким образом в республике произойдет транзит власти, предстоящий ей в обозримой перспективе.
Евразия.Эксперт. 26.09.2016