Узбекистану "Мирная миссия-2016" не нужна
Владимир Мухин
В Киргизии заканчивается подготовка к антитеррористическим учениям государств-членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) «Мирная миссия-2016» (ММ-2016), которые стартуют 15 сентября. По официальной версии, их замысел связан с обеспечением региональной безопасности и борьбой с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом. Из Центрального военного округа (ЦВО) РФ в регион военно-транспортными самолетами «Руслан» передислоцированы подразделения управления и военнослужащие 55-й отдельной горной бригады.
Однако уже ясно, что данные маневры никак не смогут повлиять на затяжной приграничный конфликт между Ташкентом и Бишкеком, который в настоящий момент наблюдается вблизи горы Ункур-Тоо в Аксыйском районе Джалал-Абадской области Киргизии. Да и сам Узбекистан в данных маневрах не принимает участия, хотя именно в Ташкенте развернута штаб-квартира Региональной антитеррористической структуры (РАТС) ШОС.
Как заявил в минувшую пятницу парламентариям страны временно исполняющий обязанности президента Узбекистана Шавкат Мирзиёев, республика продолжит ранее избранный Исламом Каримовым курс на военный нейтралитет. Он также заявил, что выступает против развертывания воинского контингента Узбекистана за пределами республики. Вместе с тем Мирзиёев заметил, что «членство Узбекистана в ШОС полезно, поскольку военная составляющая в этом союзе вторична». Ничего нового в такой позиции Ташкента нет. Узбекистан и раньше не принимал участия в маневрах ШОС. И вполне естественно, что подобная аморфная позиция вряд ли укрепит авторитет Шанхайской организации сотрудничества.
Военные структуры ШОС и Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) за всю свою историю пока не участвовали в разрешении каких-то региональных конфликтов. Однако и в ШОС, и в ОДКБ считают, что проведение военных маневров, в ходе которых отрабатываются важные задачи борьбы с терроризмом, необходимо. Как сообщает Минобороны РФ, во время маневров «Мирная миссия-2016» в горном учебном центре «Эдельвейс» «воинские контингенты Китая, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и России отработают вопросы совместного управления вооруженными силами государств ШОС при совместной антитеррористической операции».
Учебный центр расположен в Иссык-Кульской области Киргизии. Это северный регион страны, он находится вдалеке от Джалал-Абадской области, где сейчас имеет место пограничный конфликт между Киргизией и Узбекистаном. Как ранее сообщила погранслужба Киргизии, на днях на участке пограничной заставы «Кербен» в район ретранслятора киргизской телевышки с вертолета были десантированы сотрудники МВД Узбекистана, которые задержали четырех сотрудников киргизской радиорелейной станции. Потом, 9 сентября они были отпущены. Но напряженность сохраняется. Узбекистан и Киргизия закрыли все пункты пропуска на совместной госгранице. И вчера президент Киргизии Алмазбек Атамбаев провел совещание по пограничным вопросам, на котором потребовал «повышения боеспособности и мобильности Вооруженных сил для качественного выполнения задач по укреплению внешних рубежей страны и усилению обороноспособности государства».
Официальные структуры ШОС на данные события пока не отреагировали. Между тем свою озабоченность приграничным конфликтом высказал генсек ОДКБ Николай Бордюжа. «Подобные проблемы имеются у многих наших партнеров и, как показывает практика, да и весь мировой опыт, перевод этих проблем в конфликтную форму, попытки добиться их решения силовым путем, демонстрация «твердости и бескомпромиссности» никого еще, как говорится, до добра не довели», – отметил Бордюжа. Как видно из его выступления, ОДКБ никаким образом в конфликт не намерена вмешиваться и призывает только решать его мирным, дипломатическим путем. Эту позицию понять можно, поскольку проблемы на киргизско-узбекской границе касаются двусторонних отношений и стороны уже договорились вести по ним переговоры.
Между тем применение военной силы и в ШОС, и в ОДКБ допускается. Особенно в сфере борьбы с терроризмом. На это направлены и совместные учения. Но пока в реальных ситуациях с этим злом страны борются, как правило, в одиночку. Россия это в целом успешно делает на Северном Кавказе, Китай – в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. Если вспомнить, летом этого года, как раз когда министры обороны ШОС собрались в Казахстане обсуждать план ММ-2016, произошли вылазки боевиков-экстремистов в этой стране в Актобе. Тогда помощь ШОС не потребовалась.
Хотя в основополагающем документ ШОС – Хартии от 7 июня 2002 года – прямо говорится о том, что одной из целей этой организации является «совместное противодействие терроризму, сепаратизму и экстремизму во всех их проявлениях, борьба с незаконным оборотом наркотиков и оружия, другими видами транснациональной преступной деятельности, а также незаконной миграцией».
Независимая газета. 12.09.2016