Украинцы разочаровались в Европе
Татьяна Ивженко
В Киеве ждут президента Европейского совета Дональда Туска. В Брюсселе президент Украины Петр Порошенко примет участие в саммите Евросовета. Оба события расцениваются как этапы подготовки к запланированному саммиту Украина–ЕС. К тому времени планируется найти выход из ситуации, сложившейся после того, как Нидерланды поставили под вопрос ратификацию Соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной. Компенсацией для Киева может стать решение о безвизовом режиме.
Соглашение об ассоциации, разделенное на социально-политическую и торгово-экономическую, было подписано в 2014 году, сразу после смены власти в Украине. Синхронная ратификация документа Европарламентом и Верховной радой состоялась в режиме видеоконференции два года назад.
После этого началась ратификация документа национальными парламентами стран – членов ЕС. В конце ноября прошлого года Петр Порошенко торжественно объявил, что все 28 стран утвердили план евроинтеграции Украины.
Но уже в апреле нынешнего года в Нидерландах был проведен консультативный референдум по этому вопросу. В нем участие приняла треть населения, и 61% от нее высказались против ратификации. Через полгода, в конце прошлой недели, в местном парламенте состоялись слушания по вопросу о том, что делать с итогами референдума. Депутаты обязали правительство определиться с позицией страны до 1 ноября. Информагентства сообщили, что премьер-министр Нидерландов Марк Рютте, выступая на слушаниях, сказал: «Я думаю, что в конечном итоге мы не ратифицируем (Соглашение об ассоциации Украина с ЕС. – «НГ»)».
В Киеве эта новость вызвала возмущение. Вице-премьер по вопросам европейской и евро-атлантической интеграции Иванна Климпуш-Цинцадзе заявила журналистам, что правительство Нидерландов «не готово взять ответственность за свое предыдущее решение (о ратификации соглашения с Украиной. – «НГ»)». Напомнив о низкой явке на референдуме, она отметила: «Сейчас принимаются во внимание итоги совещательного референдума, то есть мнение 20% населения Нидерландов».
Замглавы администрации президента Украины Константин Елисеев, комментируя ситуацию, напомнил, что в марте 2017 года в Нидерландах состоятся парламентские выборы. Поэтому политики сейчас особо внимательно относятся к мнению избирателей по любой проблеме.
Вопрос о том, ратифицируют или не ратифицируют Нидерланды Соглашение об ассоциации, имеет не столько прикладное, сколько политическое и репутационное значение для украинской власти. Дело в том, что торгово-экономическая часть документа, связанная с созданием зоны свободной торговли, уже вступила в силу. Политическая часть содержит в основном перечень реформ, которые украинская сторона обязалась провести, чтобы достичь стандартов ЕС. Выполнение этой части зависит от внутренней политики Киева, а не от решений европейских стран.
Однако сообщение о том, что кто-то в Европе через 2,5 года после смены украинской власти сомневается в искренности евроинтеграционных устремлений Киева, способно усилить разочарование населения. Этим могут воспользоваться оппоненты нынешней власти.
Лидер движения «Украинский выбор – Право народа» Виктор Медведчук недавно отметил: «Число сторонников вступления Украины в Евросоюз в этом году уменьшилось на 8,3%. В 2015-м скорее положительно к вступлению в Евросоюз относились 56,3%, скорее отрицательно – 24,4%, затруднились ответить 19%. Если такая тенденция сохранится, число евроскептиков скоро может превысить число сторонников членства в ЕС». По данным фонда «Демократические инициативы» им. И. Кучерива, в начале года 50,3% граждан Украины считали, что страна больше выиграет от присоединения к ЕС; 26,1% придерживались противоположной точки зрения, 23,6% затруднились ответить на этот вопрос.
Социологи отмечают, что на мнение украинцев повлиял и внешний, и внутренний факторы. С одной стороны, разочарование в зоне свободной торговли, которая пока никак не улучшила экономическую ситуацию в стране. А также в политике Евросоюза, от которого украинцы ожидали более определенной позиции и деятельной поддержки Киева в конфликте в Донбассе. С другой стороны, недовольство вызывает и деятельность украинской власти, которая, взяв на себя обязательства, очень медленно проводит реформы.
«Киеву предстоит сделать еще очень многое, прежде чем думать о вступлении в Евросоюз. И для начала нужно поднимать экономику… По ВВП на душу населения Украина стала самым бедным государством Европы и отстала даже от многих африканских стран. Идти в ЕС с таким багажом просто невозможно», – заявил Медведчук.
На сегодня речь о вступлении в ЕС не идет, хотя команда Порошенко заявляет, что через 5–10 лет Украина по уровню развития догонит ЕС и сможет подать заявку на членство. Но это – отдаленная перспектива. А Киеву уже сейчас нужен внешнеполитический успех, подтверждающий продвижение по пути евроинтеграции.
Таким успехом могло бы стать решение о безвизовом режиме. Оно никак не связано с Соглашением об ассоциации. Переговоры на эту тему ведутся отдельно. В рамках подготовки Верховная рада приняла десятки законов. В апреле Еврокомиссия констатировала, что Киев выполнил свои обязательства, и официально обратилась к Европарламенту и Совету ЕС с законодательным предложением отменить визовый режим для граждан Украины. В начале сентября в Европарламенте состоялись слушания на эту тему. По их итогам сообщалось, что в целом выводы положительные, однако европейская сторона намерена предусмотреть механизм приостановления действия безвизового режима в случае необходимости.
Замминистра иностранных дел Украины Елена Зеркаль сообщила недавно, что на 11 октября запланировано заседание Совета ЕС на уровне министров юстиции и министров внутренних дел стран – членов ЕС. Они будут рассматривать детали, связанные с введением в действие и возможностью приостановления безвизового режима.
Эксперты в Киеве отмечают, что в ЕС понимают политическую значимость вопроса для украинской власти и граждан, однако опасаются рисков. Директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник сказал изданию «Страна.ua»: «По разным социологическим опросам, от 3 до 15 млн украинцев готовы эмигрировать в случае появления такой возможности». По его словам, европейцы «откровенно боятся» такой перспективы.
На самом деле безвизовый режим, который надеется получить украинская власть, имеет свои ограничения. Без виз смогут въехать в Европу только граждане, имеющие биометрический паспорт (их оформляют с прошлого года). Цель поездки может быть туристической, связанной с семейными отношениями, наукой, бизнесом. Время пребывания в ЕС без виз будет ограничено 90 днями. Те, кто отправляется на учебу, должны будут получать специальную долгосрочную визу. А трудоустройство предполагает отдельную процедуру, не связанную с безвизовым режимом. Кроме того, пограничники европейских стран получат право требовать от украинцев документы, подтверждающие цель поездки и финансовую состоятельность.
Петр Порошенко уже несколько раз анонсировал либерализацию визового режима с ЕС. В середине сентября он, выступая на международной конференции в Киеве, заявил, что этот вопрос является «важным залогом мирного урегулирования в Донбассе и освобождения Крыма».
Перспективы украинской евроинтеграции, особенности и сроки введения безвизового режима, пути урегулирования конфликта на территории Украины – все эти вопросы будут обсуждаться в среду и четверг в ходе визита в Киев Дональда Туска. Официально сообщается, что президент Евросовета и украинский лидер вместе поужинают. На следующий день гость планирует встретиться с премьер-министром Украины и, возможно, руководством Верховной рады. 29 сентября в Киеве состоятся траурные мероприятия, посвященные годовщине трагедии Бабьего Яра. В них примет участие Туск, который сможет пообщаться практически со всеми политиками, чтобы получить более полное представление о происходящем в Украине.
Независимая газета. 26.09.2016