Труба в обмен на месторождение
Виктория Панфилова
У Туркмении появился шанс начать экспорт своего газа в ЕС. Цена вопроса – месторождение «Сердар». На него претендует Азербайджан, называя эти залежи газа «Кяпаз». При положительном решении спорного вопроса Баку предоставит Ашхабаду для экспорта доступ к своим трубопроводам. В Ашхабаде сделку называют неравноценной.
Президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов реанимировал проект поставок туркменского газа на европейский рынок. Этот вопрос был актуальным несколько лет назад, когда Европа искала газ, альтернативный российскому. Тогда Бердымухамедов предлагал европейцам покупать газ у туркменских границ по мировым ценам, оставляя на усмотрение европейцев вопрос строительства газопровода по дну Каспийского моря. Однако неурегулированный статус водоема стал непреодолимым препятствием на пути реализации этого проекта.
Сегодня почти весь добываемый в Туркмении газ поступает в Китай, в меньшем объеме – в Иран. Бюджетные проблемы, однако, это не решает. Средства от продажи газа в Китай направляются на погашение китайского же кредита. А с Ираном задействована бартерная схема – за экспортируемый природный газ в эту страну Туркмения получает в основном фрукты и овощи. Проект в афганском направлении, газопровод TAPI, если и будет реализован, то не скоро. Еще один участник туркменского газового рынка – Россия, похоже, надолго отказалась от местных углеводородов из-за дороговизны, делающей невозможной их выгодную перепродажу.
Экономическая ситуация в Туркмении между тем заметно ухудшилась. Власти ограничили доступ к приобретению валюты не только физическим лицам, но и юридическим. Туркменские предприниматели, работающие с зарубежными партнерами, вынуждены остановить все сделки. Попытка «НГ» получить информацию о золотовалютных резервах Туркмении успехом не увенчалась. Центробанк и Министерство финансов не ответили, потребовав официальный запрос, который «могут рассмотреть в скором времени».
«Золотой век», объявленный первым президентом Туркмении Сапармурадом Ниязовым, судя по всему, закончился давно. О нем уже не вспоминают. Тем более что с некоторых пор отменены субсидии на воду, свет, за которые раньше население не платило. Растет безработица: по различным данным, она уже превысила 40%. В начале нынешнего года массовые сокращения были проведены в нефтегазовом секторе. Ашхабад закрыт для иногородних, поэтому жителям других туркменских населенных пунктов подчас легче искать работу в Турции, с которой у страны безвизовый режим. По информации Радио «Азаттык» («Свобода»), закрытие столицы для жителей провинции может быть связано именно с «желанием чиновников предотвратить массовую миграцию безработных в Ашхабад в поисках работы». Люди уже выражают недовольство властями. И это накануне референдума по изменениям Конституции, которые позволят Гурбангулы Бердымухамедову в 2017 году баллотироваться в президенты третий раз подряд и, очевидно, не последний.
Попытки Бердымухамедова любой ценой спасти экономику понятны. Главная и, пожалуй, единственная надежда – газовая отрасль. На днях он побывал в Берлине, где на переговорах с канцлером ФРГ Ангелой Меркель обсудил возможность поставки топлива на европейский рынок. «Туркмения заинтересована в поставке энергетических ресурсов Западу», – сказал он на брифинге в Берлине, уточнив, что правительство страны представило в Европейскую комиссию свои предложения по этому вопросу.
По мнению экспертов, проблема заключается в отсутствии системы, посредством которой 30–40 млрд куб. м туркменского газа можно будет поставлять в Европу ежегодно. В условиях кризиса, когда у сторон нет средств на строительство инфраструктуры, более реальным видится вариант с использованием экспортной мощности Азербайджана. Баку не возражает против такого сотрудничества, но ожидает разрешения в свою пользу спора по вопросу принадлежности газоносного месторождения на Каспии. Об этом в Баку заявил первый вице-президент азербайджанской компании SOCAR Хошбахт Юсифзаде: «Верю, что этот вопрос в скором времени найдет положительное решение». По его словам, путь доставки туркменского газа в Европу через Азербайджан является наиболее оптимальным для Ашхабада. «Такой путь доставки туркменского газа в Европу – самый экономичный для Туркменистана. Наши трубопроводы проложены примерно до середины Каспия. Оттуда до Туркменистана остается небольшая дистанция», – добавил Юсифзаде. Однако, как стало известно «НГ», в Ашхабаде сделку называют неравноценной, но что Туркмения может предложить интересного азербайджанской стороне – пока неясно.
Независимая газета. 02.09.2016