Торговля в ЕАЭС: экономический кризис и окно возможностей
Кирилл Соков
Динамика внешней и взаимной торговли ЕАЭС на протяжении первого полугодия 2016 г. рисует противоречивую картину. В стоимостном выражении товарооборот из-за продолжавшегося роста курса доллара значительно сократился. Однако физические объемы экспорта по целому ряду товаров демонстрируют устойчивый рост, о чем, к слову, говорилось и на последнем Петербургском экономическом форуме.
По данным департамента статистики Евразийской экономической комиссии, как внешняя, так и взаимная (внутренняя) торговля ЕАЭС в долларовом эквиваленте за первые шесть месяцев продемонстрировали спад. При этом торговля с третьими странами, не входящими в союз, сокращалась быстрее, чем товарооборот внутри Евразийского союза. Объем внешней торговли ЕАЭС в первом полугодии по сравнению с тем же периодом прошлого года снизился на 23% (с 297,1 до 228,6 млрд долл.), тогда как внутрисоюзная торговля – только на 17% (с 22,9 до 19 млрд). Сам по себе спад торговли является, безусловно, тенденцией кризисной. Но более низкие темпы падения товарооборота внутри ЕАЭС говорят о его определенной устойчивости.
Общее торговое сальдо (разница между экспортом и импортом) ЕЭАС в первом полугодии оставалось положительным. При экспорте в 140,5 млрд долл. и импорте в 88,1 млрд долл. оно составило 52,4 млрд долл. Однако по сравнению с тем же периодом прошлого года его размер упал почти вдвое, а значит, снизились экономическая активность предприятий и поступление налогов в государственные бюджеты.
Положительное сальдо торгового баланса продемонстрировали все страны «интеграционной тройки», включая Россию (45 млрд долл.), Казахстан (7,8 млрд) и Белоруссию (667 млн). У Киргизии (-698 млн) и Армении (-339 млн) этот показатель был отрицательным, что означает как минимум необходимость поддержки их экономик со стороны других государств ЕАЭС в виде льготных кредитов и других подобных мер.
Взаимный (внутрисоюзный) товарооборот в ЕАЭС по-прежнему формируется в основном за счет двухсторонней торговли между Россией и Белоруссией (62,3%), а также Россией и Казахстаном (30%). Оставшаяся часть товарооборота приходится на торговлю с небольшими по размеру экономиками ЕАЭС – Арменией и Киргизией, а также двухстороннюю торговлю между Казахстаном и Белоруссией. Причем объемы этой торговли на общем фоне пока выглядят незначительными. Белоруссия и Казахстан, например, за полгода наторговали всего на 157,7 млн долл., причем по сравнению с тем же периодом прошлого года их товарооборот сократился вдвое. Вообще наиболее устойчивой в первом полугодии оказалась торговля РФ с Белоруссией, объем которой упал всего на 7,5%, и Арменией (-5,8%). С Казахстаном же её товарооборот сократился более чем на четверть (-28,3%).
Сокращение торговли внутри ЕАЭС связано с продолжающимся экономическим кризисом, и в частности с девальвацией национальных валют, последовавшей за падением российского рубля. В связи с этим покупательная способность населения и предприятий значительно сократилась. Более высокие темпы падения торговли с Казахстаном связаны и с ростом внутреннего производства, что привело к сокращению поставок углеводородов, металлов и автомобилей. Негативную роль играет также то обстоятельство, что структуры экономик РФ и Казахстана, ориентированных на экспорт углеводородов, схожи, а реализуемые обеими странами программы экономического развития (импортозамещение в РФ и форсированная индустриализация в Казахстане) ведут к росту собственного производства и сокращению потребности в импорте. В результате падение товарооборота между Россией и Казахстаном оказалось значительно выше, чем в среднем по ЕАЭС. На фоне резкого роста товарооборота в предыдущие годы столь значительный спад говорит о кризисных тенденциях.
Есть в «союзной» торговле и позитивные тенденции. Так, Белоруссия за счет диверсификации экспорта по отдельным направлениям сумела значительно его нарастить. Несмотря на общее падение товарооборота, ее доля в объеме торговли России со странами СНГ, по данным Федеральной таможенной службы, за первое полугодие выросла с 35,9 до 43,4%, составив 11,16 млрд долл. В двусторонней торговле сократились поставки углеводородов, удобрений и продукции машиностроения. Зато на фоне продовольственного эмбарго Белоруссии удалось существенно нарастить поставки в РФ продовольствия, включая молочную продукцию, масло, сыры и творог.
Значительно увеличился и армянский экспорт в Россию. По данным Таможенной службы Комитета госдоходов Армении, за шесть месяцев он увеличился на 90% (с 89,9 до 171 млн долл.). Особенно резко вырос экспорт помидоров (с 1 до 19 млн долл.). Вдвое увеличился экспорт армянского коньяка (с 29,9 до 60,8 млн) и в 6 раз (с 1,6 до 9,85 млн) – ограненных алмазов. Наблюдается рост поставок продукции легкой промышленности (одежды, кожгалантереи) и технологичных товаров (паровых котлов, кондиционеров, промышленных нагревателей, осциллоскопов и анализаторов спектра).
Говоря о падении товарооборота в ЕАЭС, следует иметь в виду, что экспорт крупнейшей союзной экономики – России, обеспечивающей более 80% всех экспортных поставок, падает в долларовом выражении, а в натуральном – растет. Физический объем российского экспорта в первом полугодии, по данным ФТС, вырос на 5,2%, тогда как стоимостный упал почти на треть из-за падения мировых цен на сырую нефть, природный газ и металлы. Чтобы компенсировать убытки, российские компании увеличили экспорт «традиционных» сырьевых товаров. Так, физические объемы поставок сырой нефти за первое полугодие выросли на 6,1%, природного газа – на 14,6%, каменного угля – на 9,3%, полуфабрикатов из железа и нелегированной стали – на 2,6%, алюминия – на 4,3%, чугуна – на 3,7%. Наблюдается рост поставок технологической продукции, которая из-за девальвации рубля стала выгодной для зарубежных покупателей. Объем поставок электрического оборудования за полугодие вырос на 37,8%, оптических аппаратов на 30,3%, наземного транспорта – на 37,8%.
Поскольку публикуемая Евразийской экономической комиссией статистика союзной торговли в качестве основной единицы измерения использует доллар, она создает иллюзию глубокого кризиса. Между тем в натуральных показателях ситуация выглядит отнюдь не так драматично. Данные по физическому объему экспорта, например, в разрезе отдельных видов транспорта показывают, что за первые шесть месяцев объем экспорта ЕАЭС в натуральном выражении увеличился на 2,1%. При этом перевозка экспортируемых товаров автодорожным транспортом выросла на 21%, морским – на 5,6%, а трубопроводным – на 2,7%. Падение продемонстрировали железные дороги (-9,8%) и воздушный транспорт (-24,7%). Но заметную роль в перевозках среди них играет только железнодорожный транспорт (17,2%), а роль воздушного почти незаметна (0,1%). Показательно, что рост физических объемов экспорта по большинству видов транспорта демонстрируют все участники ЕАЭС, за исключением Казахстана, где наблюдалось падение экспортных поставок как железнодорожным, так и трубопроводным, а также воздушным транспортом.
Кризис открывает перед странами ЕАЭС и новые возможности, связанные с диверсификацией экспорта и перестройкой экономики. Россия, например, не только быстрыми темпами увеличивает производство сельскохозяйственной продукции, но и наращивает продовольственный экспорт. В прошедшем сельскохозяйственном году (1 июля 2015 г. – 30 июня 2016 г.) РФ уже установила рекорд по экспорту зерна, объем зарубежных поставок которого составил 33,9 млн тонн. Причем по экспорту пшеницы (24,6 млн тонн) Россия стала мировым лидером.
В новом сельскохозяйственном году почти удвоились экспортные поставки гороха (со 152 до 275 тыс. тонн). Более того, несмотря на продовольственное эмбарго, Россия на протяжении этого года в 3,3 раза увеличила поставки пива на Украину. Открываются и новые рынки. В этом году, например, была достигнута договоренность о поставках в Иран бескостной говядины.
Роста взаимной торговли в ЕАЭС можно ожидать по мере преодоления экономического кризиса и восстановления покупательной способности населения и предприятий, которое, в свою очередь, зависит от уровня мировых цен на ресурсы. Однако благоприятную ситуацию, связанную с девальвацией национальных валют, следует использовать уже сейчас, так как окно возможностей может захлопнуться.
Ритм Евразии. 16.09.2016