Стагнация рецессии не краше
Алексей Шаповалов
Обновленный среднесрочный прогноз Минэкономики до 2019 года, который в средине сентября будет передан правительству, не предполагает заметного роста экономики в 2016-2017 годах. В отношении слабого восстановительного роста во втором полугодии 2016 года ожидания министерства напрямую связаны с потребительским спросом — а его динамика в августе ухудшилась.
Вчера глава департамента макроэкономического прогнозирования Минэкономики Кирилл Тремасов активно комментировал обновленный среднесрочный макропрогноз ведомства до 2019 года. Ожидания ведомства на текущий и 2017 годы при среднегодовой цене нефти в $41 и $40 за баррель, соответственно, несколько ухудшились в отношении динамики ВВП, но улучшились в отношении инфляции. После падения экономики "около 0,5-0,7%" в 2016 году, Минэкономики ожидает рост в 0,7-0,8% в 2017 году. Однако среднегодовые темпы роста в 2017-2019 годах должны вырасти до 1,5%, сообщил чиновник. "Понятно, что 1,5% очень мало и мы по-прежнему будем терять нашу долю в мировой экономике, и фактически будем оставаться слабее. Поэтому для устойчивого развития страны нам необходимы темпы роста не ниже среднемировых, то есть хотя бы 3-3,5%",— объявил он.
Конкретных способов достижения такой динамики господин Тремасов не назвал, лишь пояснив, что такие темпы роста должны стать устойчивыми, долгосрочными и опираться не на "активное стимулирование в кредитной политике, налоговой политике, которое после надувания пузыря закончатся спадом", а на реформы. Заметим, что консенсус-прогноз экономистов FocusEconomics для стран СНГ, сделанный в августе на основе последних данных моделей и опросах 38 крупнейших инвестбанков и исследовательских институтов — как российских, так и западных, не предполагает, что к 2020 году Россия достигнет среднемировых темпов роста, хотя странам Восточной Европы это удастся.
Очевидно, что среднесрочный прогноз министерства будет пересмотрен неоднократно. В отношении ближайшего будущего оценки Минэкономики также изменились. Если в первом полугодии представители Минэкономики уверенно говорили о том, что вторая половина 2016 года будет отмечена восстановительным ростом производства и инвестиций, то теперь чиновники связывают ожидания квартального роста до конца года с потребительским спросом. "С середины 2015 года реальные заработные платы стабилизировались, а в этом году уже пошли вверх. По итогам года реальные зарплаты покажут положительный прирост. Сейчас вслед за стабилизацией зарплат потребительский спрос также пойдет вверх. Ну и тот момент, когда мы увидели начало слабенького подъема в потребительском кредитовании, этот фактор также развернет потребительский спрос в сторону роста во втором полугодии",— пояснил Кирилл Тремасов.
Напомним, по оценкам ЦМАКПа реальные зарплаты, с устранением сезонности в июне и июле вернулись к падению — но всплеск частного кредитования и улучшение инфляционных и девальвационных ожиданий действительно вывели частное потребление в июле в плюс (см. "Ъ" от 18 и 31 августа). В августе же реальные потребительские расходы граждан и интерес к крупным покупкам снизились (см. "Ъ" от 8 сентября) — но Минэкономики ожидает увеличения оборота розницы за август на 0,1-0,2% с учетом сезонности.
"Я не думаю, что население будет еще более консервативно себя вести. Наступит, скорее всего, стабилизация",— охарактеризовал господин Тремасов поведение домохозяйств до конца 2016 года и пояснил, что улучшаться настроения потребителей начнут не раньше 2017 года, когда убедятся в стабильности валюты и низкой инфляции. Пока же, исходя из опубликованных ЦБ данных, чистый спрос населения на наличную валюту в июле остался на уровне июня ($1,2 млрд), в котором он вырос в 3,6 раза.
В целом же в прошедшую пятницу глава Минэкономики Алексей Улюкаев качественно охарактеризовал ситуацию как переход экономики от рецессии к стагнации, с чем соглашается большинство независимых экономистов. Впрочем, в таком состоянии экономика может находиться, по его мнению (о том же еще в начале года предупреждала часть экономистов), несколько лет.
Коммерсант. 09.09.2016