Росстат зафиксировал рост оптимизма предпринимателей
Ольга Соловьева
Росстат отмечает рост оптимистичных настроений у отечественных предпринимателей. Индекс предпринимательской уверенности в сентябре оказался заметно выше, чем даже год назад, рассказал глава Росстата Александр Суринов. Впрочем, этот показатель по-прежнему находится в отрицательной зоне, что говорит о снижении бизнес-активности. Оптимизм бизнесменов не разделяют и обычные россияне: в стране растет доля тех, кто считает текущие обязательные платы для себя непосильными.
Как сообщили вчера в Росстате, настроение отечественных бизнесменов в целом улучшается. В частности, как следует из обнародованных ведомством данных, российские предприниматели сегодня достаточно оптимистично оценивают спрос на свою продукцию. Так, 60% бизнесменов считают спрос достаточным. И за год их число несколько подросло: в сентябре 2015 года существующим уровнем спроса было довольно около 55% респондентов. Оценка запасов готовой продукции среди предпринимателей также позитивна. Достаточным его считают 83% опрошенных. Это чуть выше прошлогодних оценок: тогда на достаточный уровень запасов продукции указывали 80%. Что примечательно, при таком относительном оптимизме предприниматели пока не рассчитывают увеличить производство своих товаров. Так, не собираются вносить какие-либо изменения в объем производимых товаров в ближайшие три месяца более 60% опрошенных. Это почти столько же, сколько и год назад (63%). Увеличить производство ровно как и год назад сегодня планирует лишь каждый четвертый предприниматель. А сокращать объемы производимой продукции намерено чуть больше 10% респондентов.
Возможно, в Росстате оптимизм предпринимателей связывают с улучшающимися показателями производства сельхозпродукции и продовольствия. «Запрет на ввоз в Россию отдельных видов сырья и продовольствия способствовал последовательному замещению импортной продукции товарами российских производителей», – сообщают в ведомстве Александра Суринова.
Например, сообщают в Росстате, в первом полугодии 2016 года в РФ выросло производство свинины. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года этот показатель увеличился на 17%. На 25% за тот же период увеличилось в стране производство зерна. В то же время есть и более скромные показатели. Так, в отличие от свинины производство говядины за тот же период выросло на незначительные 5%. Урожаи картофеля и овощей за тот же период «подросли» лишь на 2%.
При этом некоторые категории сельхозпродукции показали по итогам первого полугодия значительное падение. Например, производство подсолнечника сократилось почти на 40%. На 3% сократилось и производство сливочного масла, составив по итогам первого полугодия 123 тыс. тонн.
Куда более прорывным в отличие от сельхозпродукции оказалось производство сельхозтехники, говорят статистики. По отдельным позициям производство увеличилось на 86%. «Это стало результатом заметного повышения спроса на эту продукцию внутри страны», – полагают в Росстате. Очевидно, повышенный спрос можно связать не столько с улучшением качества производимой продукции, сколько с высокой стоимостью импортной в связи с девальвацией рубля.
При этом в Минсельхозе ранее неоднократно обращали внимание на рост отечественного сельского хозяйства, считая его чуть ли не единственным драйвером экономики. Данные же говорят о другом. Согласно Росстату, производство сельхозпродукции в РФ выросло по итогам 2015 года лишь на 2,6%. Хотя в среднем в течение последних шести лет отечественная сельхозпродукция прибавляла по 3,1% в год.
Обращают внимание в Росстате и на текущее замедление инфляции. «Динамика потребительских цен в январе–августе 2016 года существенно отличается от их динамики в двух предыдущих годах. В результате к концу августа 2016 года потребительские цены на товары и услуги в целом по России выросли на 3,9%», – подчеркивают в ведомстве.
Несмотря на некоторое замедление инфляции, кризисные явления в российской экономике уже сказались на структуре потребительских расходов домохозяйств в РФ. Так, с 2014 года и по настоящий момент граждане РФ все больше тратят на еду. Сегодня в структуре потребительских доходов эти траты достигают 37%. Вместе с тем снижаются расходы россиян на непродовольственные товары. Сегодня их доля в структуре расходов составляет 33%. А менее трети всех трат (27%) приходится на оплату услуг.
Фиксируют в Росстате и рост числа домохозяйств, испытывающих сложности с оплатой установленных услуг (за ЖКХ, электроэнергию, лекарства, образование). По итогам второго квартала такие проблемы испытывают более 16% домохозяйств, в то время как кварталом ранее таковых было менее 13%. Сокращается и доля тех, кто не испытывает проблем по оплате ни по одному из видов платежей, таких сегодня чуть более трети. Кварталом ранее об этом сообщало более 40% российских домохозяйств.
Об ухудшении потребительских настроений россиян сообщили вчера в Центробанке. Согласно опросу Фонда общественного мнения, проведенного по заказу ЦБ, в сентябре об ухудшении своего материального положения говорят уже почти 40% россиян.
Не слишком оптимистично настроены сегодня и чиновники. Ранее Минэкономразвития (МЭР) ухудшил ожидания по росту отечественной экономики в текущем году. «Мы немножко ухудшили прогноз (спада ВВП в 2016 году) – 0,5–0,6%», – говорил глава МЭР Алексей Улюкаев. До этого в МЭР прогнозировали спад на 0,2% по итогам 2016 года.
С одной стороны, замечают эксперты «НГ», можно констатировать некоторые положительные изменения в экономике РФ. «Однако для реальной экономики, а точнее, для потребителя, все эти положительные макродвижения пока практически незаметны», – замечает первый вице-президент «Российского клуба финансовых директоров» Тамара Касьянова. «То есть потребительский сектор пока еще находится в глубоком кризисе, и, судя по всему, проблемы сохранятся и в следующем году», – считает эксперт.
Никуда не исчез спад в строительстве и розничной торговле, автомобилестроении и других отраслях, говорит директор центра экономических исследований университета «Синергия» Андрей Коптелов. «Вероятно продолжение медленной стагнации экономики, которая может перейти к спаду в случае реализации негативных сценариев в мировой экономике», – не исключает эксперт.
Независимая газета. 30.09.2016