Политические пляски вокруг больничной койки

Ринат Файзулин

В связи со срочной госпитализацией президента Алмазбека Атамбаева в Киргизии резко активизировались его бывшие соратники и оппозиционеры, заговорившие о досрочных выборах главы государства. Кто они и есть ли у них в этом смысле шансы?

Президент летел на Генассамблею ООН в Нью-Йорк. В Стамбуле, где была запланирована остановка, ему стало плохо – сердце. Его госпитализировали. Была противоречивая информация: что он в больнице, что в одном из отелей на побережье, что его доставили в Москву… Последнее оказалось верным: А. Атамбаев будет проходить лечение в Центральной клинической больнице Управления делами президента РФ, для чего, как сообщила администрация президента Киргизии, он взял отпуск до 1 октября, состояние его вполне удовлетворительное.

Здоровье подвело президента по пути на Генассамблею ООН

Болезнь главы государства, похоже, добавила политических страстей в нарастающий политический кризис. Как известно, в стране неоднозначно встречена инициатива властей по изменению Конституции через референдум, что приведет к усилению премьер-министра и сведению функций президента до представительских. При этом стоить учесть, что референдум нужен, чтобы преодолеть мораторий на изменение Конституции, действующий до 2020 г. Следующие же выборы президента состоятся уже через год.

Оппозиция продолжает критиковать попытку изменить Конституцию и утверждает, что А. Атамбаев делает это в собственных интересах, поскольку собирается пересесть в премьерское кресло, так как не может избираться на второй срок. Несмотря на то, что дата проведения референдума уже предварительно назначена на 4 декабря, оппозицией и грантовыми НПО развернута большая кампания против инициативы властей. Соответственно, досрочные выборы президента, проведенные до момента обесценивания этой должности, желательны всем, кто хотел бы побороться за пост главы государства.

Находятся те, кто уже фактически вынес приговор Атамбаеву, распространяя информацию, что он практически недееспособен. Начали, как говорит пословица, делить шкуру неубитого медведя. Не рано ли?

Боевые компроматы

Тех, кто хотел бы ускорить выборы, т.е. фактических претендентов на президентский пост, имеющих реальные шансы, не так уж много – человек семь-восемь, как из числа оппозиционеров, так и провластных.

Не дожидаясь очередного хода от А. Атамбаева, один из претендентов на «престол», профессиональный политик и вечный оппонент всех и вся, глава фракции «Ата-Мекен» Омурбек Текебаев предъявил компромат против президента. Он заявил на пресс-конференции: «Я знаю как минимум 15 людей в окружении президента, которые замешаны в мародерстве». О. Текебаев имел в виду постреволюционные события 2010 г. и явно намекал на раздел имущества изгнанного тогда с поста президента Курманбека Бакиева. Вдобавок, по информации Текебаева, А. Атамбаев строит дом на дачном участке, который раньше принадлежал Бакиеву. Купил он землю у семьи нынешнего мэра столицы Албека Ибраимова.

По большому счету компроматом, как бы ни надеялся Текебаев, эту информацию назвать сложно. Во-первых, он так и не привел конкретных имен тех, кого считает мародерами, и не предоставил никаких документальных доказательств. Во-вторых, приобретение участка, пусть и принадлежащего опальному президенту-диктатору, не является преступлением. Тем более недвижимость не имеет баснословной цены и приобретена на законном основании и на заработанные деньги.

Вообще говоря, обвинить А. Атамбаева в чем-то корыстном довольно сложно. В отличие от смещенных силой бывших президентов Акаева и Бакиева, нынешний президент не раздавал прибыльные должности своим родственникам, не пытался протащить их в парламент или в министерства, не приватизировал государственную собственность через подставных лиц или напрямую. То есть обвинения в клановости, семейственности или коррупции просто провисают, орудием политической борьбы или хотя бы раздражающим общественность фактором их не сделать.

«Война компроматов, которую Омурбек Текебаев объявил Алмазбеку Атамбаеву, в итоге может оставить в 2017 году за бортом большой политики всю команду бывших членов Временного правительства. Если вспомнить 2010 год, то оппонент сторонников революции 7 апреля – партия «Ата Журт» одержала уверенную победу на парламентских выборах, потому что каждый из революционного правительства пошел своей дорогой. Лишь президентские выборы 2011 года объединили большинство бывших членов ВП вокруг кандидатуры Алмазбека Атамбаева. Но здесь в основном сработал элементарный инстинкт самосохранения, а не политическая солидарность», – полагает бишкекский политолог Игорь Шестаков.

Кресло раздора

Вдобавок противники А. Атамбаева не могут выступить монолитной группой. Внутренние противоречия, желание отдельных политиков и групп возглавить страну, парламент, правительство не дают им возможности сформировать серьезную объединенную силу.

«Сейчас основной причиной, мягко говоря, противоречий между президентом и частью членов временного правительства являются предстоящие президентские выборы, – считает И. Шестаков. – Резкие заявления лидера партии «Ата Мекен» против проведения референдума, который инициируют СДПК и другие парламентские партии, можно было быть воспринимать всерьез, если бы сам Омурбек Текебаев в прошлом созыве парламента не был инициатором изменений Основного закона. Поэтому яростная борьба Текебаева против президента и его партии СДПК все-таки необходимо связывать с борьбой за президентское кресло, возможно, что есть и другие мотивы, но они наверняка вторичны. Однако лидеры апрельской «революции» по-прежнему находятся в одной «политической лодке» в вопросах свержения Атамбаева, попытки «потопить» его через дискредитацию могут отразиться на них самих».

Пока еще бытует надежда, что лидеры бывшего временного правительства, сделавшие «революцию» 2010 г. (среди них был и Атамбаев), смогут объединиться, что даст возможность оппозиции и грантовым НПО получить власть. Но это миф. Внутри группировки «временщиков», ориентированных на Запад, все не так гладко. Например, бывший депутат Омурбек Абдрахманов, весьма прозападный политик, уже обвинил самого Текебаева в махинациях с недвижимостью, а одна из киргизскоязычных газет дополнительно написала, что после «революции» 2010 г. его люди получили контроль над государственной монополией «Кыргызнефтегаз». То есть пошли в дело обвинения и компроматы против самих обвинителей и компроматчиков.

В Киргизии вообще нет борьбы между политическими партиями как таковой, да и партийной жизни в полном понимании этого слова. Есть союзы отдельных политиков, их противостояния. И большинство соратников – это не партнеры по бизнесу, единомышленники или хотя бы сокурсники по учебе. Действуют кланы, прежде всего родоплеменные, территориальные. «В Кыргызстане отсутствуют политическая культура и механизм формирования полноценных партий, все сводится к формальным или неформальным отношениям между политическими лидерами», – считает политолог Марс Сариев.

Пока в стороне находится лидер фракции «Республика–Ата-Журт» Омурбек Бабанов, относительно молодой политик, бывший не совсем успешным премьер-министром, но удачливый бизнесмен, имеющий достаточно средств для проведения предвыборной кампании. Пока он ждет, чем все кончится, и поддержит тех, кто уже явно будет впереди.

Есть еще один бывший премьер-министр, который также не прочь оказаться в кресле лидера страны. Это Темир Сариев, руководитель небольшой, непарламентской партии «Ак-Шумкар», примерно полгода назад сложивший полномочия главы правительства. Несмотря на то, что депутаты фактически «сбросили» его в отставку, воспользовавшись скандалом вокруг тендера на строительство автомобильной дороги, это не нанесло большого вреда его имиджу. Это позволяет ему надеяться на светлое политическое будущее. На днях он заявил, что ведет переговоры, консультации с другими политическими деятелями и партиями на предмет сотрудничества.

Вполне вероятно, что в борьбу за кресло президента, если такая ситуация возникнет, вступит и Роза Отунбаева. Она уже занимала его, правда, недолго и в качестве «президента переходного периода». Недавно, на праздновании Дня независимости 31 августа, А. Атамбаев обвинил бывшее временное правительство во главе с Отунбаевой в попытках дестабилизации ситуации в стране. Тем самым президент окончательно порвал с революционными соратниками, с которыми совершал «революцию» и которые стали сегодня фактически его политическими противниками, притом самыми ярыми.

Сама же Р. Отунбаева метит на пост верховного комиссара ОБСЕ по национальным меньшинствам, ее поддерживают в Европе. Ангела Меркель во время недавнего визита в Бишкек просила А. Атамбаева поддержать кандидатуру Р. Отунбаевой. Но вполне вероятен вариант, что Отунбаева соберется побороться за право править не в ОБСЕ, а в своей стране. Шансы ее, как представляется, выше, чем у других претендентов. Нет сомнений, что Запад поддержит ее, если она вздумает пойти на выборы, и подключит все ресурсы – деньги, НПО, структуры гражданского общества, международные организации. Учитывая тот факт, что Отунбаева – дама весьма прозападная, ее приход к власти не устроит многих, в т.ч. и из числа оппозиционеров.

Есть еще несколько кандидатур из числа не часто мелькающих в прессе лиц, но почему-то есть уверенность, что ни они, ни их более политически активные «коллеги» по оппозиции вожделенной отставки нынешнего главы государства не дождутся. А. Атамбаев выздоровеет, вернется к исполнению своих обязанностей и посрамит тех, кто пытается устраивать вокруг его больничной кровати недостойный шабаш.

___________________

Фото – https://ria.ru/analytics/20160921/1477505409.html

Ритм Евразии. 25.09.2016

Читайте также: