Политические кредиты важнее индексации пенсий
Михаил Сергеев
Российское правительство не смогло убедить Международный валютный фонд (МВФ) выдать Киеву дополнительно 3 млрд долл. для возврата Москве «долгов Януковича». Накануне евромайдана российские власти изъяли эти деньги из Фонда национального благосостояния (ФНБ), который предназначался для поддержки пенсионной системы. Сумма «долга Януковича» почти совпадает с расходами на дополнительную индексацию пенсий в следующем году. А также сопоставима с долгами Кипра в 2,5 млрд евро, которые Россия отказалась получать в июле 2016 года и рассрочила до 2021 года.
Выдача кредита в 3 млрд долл. правительству Виктора Януковича в декабре 2013 года «оформлена по очень жесткой процедуре», утверждал первый вице-премьер Игорь Шувалов. «Российская Федерация полностью свои права в юридическом плане обеспечила», – заявлял Шувалов телеканалу «Россия 24». Однако последующие события заставили сомневаться в надежности защиты прав российских граждан.
Напомним, что кредит в 3 млрд долл. был выдан из ФНБ и оформлялся как покупка Минфином РФ украинских еврооблигаций через Ирландскую фондовую биржу. Сегодня же киевские власти в принципе отказываются возвращать этот долг. Не помогают и попытки Москвы выцарапать украинский долг с помощью МВФ, который мог бы включить эти расчеты с Москвой в программу помощи. Новый транш Киеву в рамках этой программы МВФ будет обсуждать завтра.
В конце прошлого года Киев официально объявил о невыплате суверенного долга России. Позже власти РФ обратились в Высокий суд Лондона с иском к украинскому правительству. Одновременно Минфин РФ попытался включить выплату по «долгам Януковича» в программу финансовой помощи МВФ.
В мае глава Минфина Антон Силуанов заявил, что Россия будет настаивать на включении условий погашения долга перед РФ на 3 млрд долл. в программу помощи МВФ Украине. Однако эта затея, похоже, не удалась. И теперь Силуанов объявил, что РФ проголосует против новой помощи Киеву ввиду его дефолта по суверенным обязательствам. Впрочем, шансы повлиять на политику МВФ у России очень невелики.
«Безусловно, программа фонда должна была учесть расчеты Украины перед РФ как в течение программы, так и после… К сожалению, мы видим, что такая программа не была сделана», – объявил Силуанов на специальном брифинге в понедельник. Так что минфиновское «безусловно» оказалось не вполне безусловным.
«Все попытки провести какие-то переговоры как на уровне министерском, так и на уровне консультантов, по сути дела, были фальшивкой», – описывает Силуанов российско-украинские долговые консультации. По его словам, предложение Украины заключалось в том, что РФ должна списать долг в размере 36%.
«Мы всерьез такие предложения не рассматривали, потому что могли быть представлены предложения о полном списании долга перед РФ, и это тоже можно было рассматривать в качестве предложения. Напомню, коммерческие кредиторы в результате договоренностей с украинской стороной через термин приведенной стоимости списывали около 18–20%», – сказал министр финансов РФ.
«Российские госбанки принимали участие в капитализации своих «дочек» в Украине. Российские банки вложили в украинские «дочки» в период, сложный для банковского процесса, для работы банковской системы Украины, около 3 млрд долл.», – сообщил Силуанов в качестве примера поддержки украинской экономики даже после того, как Киев отказался выплачивать долг перед РФ на 3 млрд долл.
По его словам, Киев должен был предоставить России более выгодные предложения о реструктуризации долга, чем коммерческим кредиторам. Но поскольку Минфин не нашел понимания ни в Киеве, ни в МВФ, то РФ будет голосовать против выделения Украине нового транша МВФ. «Мы сегодня дадим необходимое распоряжение нашему представителю в МВФ о том, что при рассмотрении вопроса кредита МВФ Украине мы будем голосовать против этого решения, поскольку считаем, что оно было принято в несоответствии с действующими правилами», – объяснил Силуанов.
Неожиданная пресс-конференция главы Минфина о невыплате украинского долга – весьма неординарное явление. И адресовано оно было скорее всего не Киеву и МВФ, а российским гражданам, которым приходится теперь регулярно объяснять – почему именно в казне и в резервных фондах остается все меньше денег.
Заметим, что украинский долг по нынешнему курсу – это почти 200 млрд руб. Совсем не лишняя для нашего бюджета сумма. Так, расходы бюджета РФ на индексацию пенсий в 2017 году предварительно оцениваются в 250 млрд руб., сообщил в конце прошлой недели глава Пенсионного фонда Антон Дроздов. Если бы Минфин смог получить от Киева деньги ФНБ, то и снижать реальные пенсии в 2016 году правительству было бы сложнее.
Между тем полезно вспомнить, что всего два года назад власти РФ с легкостью отказались от 2,5 млрд евро, которые летом 2016 года нам должен был выплатить Кипр. Но два года назад правительство Дмитрия Медведева решило отказаться от первоначальных условий займа и проявило великодушие, предложив Кипру выплачивать долг не к середине 2016 года, а до конца 2021 года. При этом Кипру были снижены и текущие платежи по обслуживанию долга – с 4,5 до 2,5% годовых. Отказ от возврата 2,5 млрд евро в 2016 году правительство объясняет «просьбой кипрской стороны о снижении долговой нагрузки на бюджет республики в предстоящие годы». При этом российское правительство прямо признает, что выделяет Кипру бюджетные деньги на гораздо более выгодных условиях, чем занимает само (см. «НГ» 18.08.14).
Независимая газета. 13.09.2016