Европа движется к новой «газовой войне»
Игорь Юшков
Столь низкого уровня запасов газа в хранилищах Украины перед началом зимы не было никогда. Евросоюз принял решение не поддаваться на «газовый» шантаж со стороны украинского правительства, которое подталкивает ЕС оказать нажим на Россию для получения скидок. Если газа не хватит, то Киев будет вынужден начать отбор из транзитной трубы. Единственное, что может спасти Европу от новой «газовой войны» - это теплая зима.
Наступившая осень принесла с собой возобновление «сериала» о российско-украинских газовых отношениях. Кажется, ситуация успокоилась, и широкая общественность о ней давно уже не вспоминает. Но теперь мы вновь возвращаемся к вопросу о том, как России, Украине и Европе пережить наступающую зиму.
Несмотря на взаимные обвинения, в реальности ни одна из сторон не заинтересована в срыве газовых поставок.
России нужно исполнить свои контракты с европейскими потребителями и доставить газ через Украину в австрийский хаб Баумгартен, где и происходит переход права собственности на сырье. Украине нужно продемонстрировать свою надежность как транзитера газа, что позволит ей получать транзитные прибыли, критиковать российские проекты «Северный поток-2» и «Турецкий поток», а в перспективе продать часть своей газотранспортной системы иностранным собственникам. А европейцам нужно получить законтрактованный газ в полном объеме, чтобы не переплачивать за сырье от альтернативных поставщиков в случае срыва поставок из России.
Цена, очищенная от политики
Россия и Украина всегда имели сложные отношения в газовой сфере. Однако после политического переворота в Киеве в 2014 г. ситуация приобрела форму открытого конфликта. Новые украинские власти стали как мантру повторять фразы о «несправедливости» цены на газ. Хотя такого понятия в экономике не существует.
Наоборот, в 2014 г. Россия отменила все политические скидки, оставив чистую контрактную цену. До 1 апреля 2014 г. действовала скидка, которую В. Янукович получил от Москвы в декабре 2013 г., когда совершал турне по разным странам (в Россию он тогда приехал вслед за визитом в Китай), пытаясь привлечь для Украины кредиты.
Подписанное тогда дополнительное соглашение предусматривало снижение цены на российский газ до $268,5 за тыс. куб. м. Вторая скидка в размере $100 на каждую тыс. куб. м. предусматривалась Харьковскими соглашениями. Эти $100 шли в счет оплаты пребывания Черноморского флота РФ на территории Крыма.
В 2014 г. Крым вошел в состав России, и скидка была отменена. С начала второго квартала 2014 г. была отменена и скидка по допсоглашению от декабря 2013 г., так как «Нафтогаз» к тому времени накопил задолженность перед Россией. В итоге цена выросла до $485,5 за тыс. куб. м. Действительно, в тот момент это была высокая цена, хотя у «Газпрома» тогда были европейские клиенты, платившие еще больше. Но эта стоимость формировалась в соответствии с контрактом.
В дальнейшем ситуация развивалась стремительно. Украина отказывалась платить «несправедливую» цену за российский газ, не отказываясь при этом от его потребления. «Газпром» в ответ перевел «Нафтогаз» на систему предоплаты, фактически остановив поставки. Контакты сторон возобновились только к началу отопительного сезона. Была создана трехсторонняя комиссия: Россия-Евросоюз-Украина, которая договорилась о подписании «зимнего пакета». Условия этого соглашения были следующими: Украина выплачивает «Газпрому» задолженность за поставленный в 2013 и 2014 гг. газ, а «Газпром» со своей стороны обязуется приостановить действие условия «бери или плати» до конца I квартала 2015 г. Цена на газ составила в IV квартале 2014 г. $378/тыс. куб. м. и $365/тыс. куб. м. – в I квартале 2015 г. Через год история с «зимним пакетом» повторилась, только тогда цена снизилась до $227,36 за тыс. куб. м. При этом Украина закупала газ у «Газпрома» только в ноябре 2015 г. В дальнейшем весь объем закупок приходился на европейских трейдеров.
На пути к новой «газовой войне»
Украинская сторона называет сложившуюся ситуацию успехом своей энергетической политики, ведь теперь страна получила «энергетическую независимость». Но независимость эта весьма своеобразная. Во-первых, газ, поступающий на Украину, имеет российское происхождение, но перекупается «Нафтогазом» у иностранных трейдеров и реверсом возвращается из Европы обратно на территорию Украины.
Во-вторых, реверсный газ обходится Украине дороже российского. В первом квартале и 2015, и 2016 гг. стоимость российского газа оказывалась выше европейских цен. Это объясняется тем, что цена в контракте «Газпрома» и «Нафтогаза» привязывается к стоимости нефти и нефтепродуктов с лагом в полгода. Поэтому цены на спотовом рынке газа в Европе просто быстрее реагировали на понижение нефтяных котировок. Но в последующих кварталах российский газ для Украины был дешевле реверсного. В итоге переплата «Нафтогаза» в 2015 г. за реверсный газ составила около $210 млн.
Цены на российский и реверсный газ для Украины
Период | Российский газ, долларов за тыс. куб. м. | Реверсный газ, долларов за тыс. куб. м. |
I кв. 2015 г. | 329 | 301 |
II кв. 2015 г. | 248 | 275 |
III кв. 2015 г. | 248 | 266 |
IV кв. 2015 г. | 227 | 232 |
I кв. 2016 г. | 212 | 198 |
II кв. 2016 г. | 177 | (импорт отсутствовал) |
III кв. 2016 г. | 168 | (данные пока не опубликованы) |
«Газпром», «Нафтогаз», ФНЭБ.
В-третьих, демонстративный отказ от закупок газа у «Газпрома» может привести к новой «газовой войне» из-за срыва транзита российского газа в Европу зимой 2016-2017 гг.
Украинские руководители любят подчеркивать, что с ноября 2015 г. не закупают газ у «Газпрома». Однако это приводит к тому, что закачка газа в подземные хранилища газа (ПХГ) идет в меньших объемах, чем ранее. Украине не хватает средств для закупки газа, что и объясняет полный отказ от импорта газа во втором квартале 2016 г. В августе 2016 г. глава Минэнергоугля Украины Игорь Насалик заявил, что «Нафтогаз» закупает реверсный газ по $185 за тыс. куб., а по контракту с «Газпромом» можно отбирать газ по $140 за тыс. куб. м. Но переплата, по его словам, является «ценой независимости».
Более того, «Нафтогаз» заявлял, что к началу отопительного сезона 2016-2017 гг. накопит в ПХГ только 14,5 млрд. куб. м. газа. Столь низкого уровня наполненности хранилищ перед началом зимы в истории Украины еще не было.
«Газовый» шантаж
Естественно, что такие планы обеспокоили и Евросоюз, и Россию. Ведь если Украине не хватит накопленных в ПХГ запасов, она станет отбирать транзитный газ. В итоге повторится история 2009 г., когда после нескольких предупреждений «Газпром» перекрыл транзит газа через Украину.
В итоге на сегодняшний день, после визита вице-президента Еврокомиссии по энергосоюзу Мароша Шевчовича, украинские власти формально согласились нарастить объемы запасов газа до 17 млрд. куб. м. Киев хотел, чтобы еврочиновники убедили Россию подписать очередной «зимний пакет», который как и раньше предусматривал бы скидку к контрактной цене и заморозку правила «бери или плати».
Москва со своей стороны заранее предупредила, что цена по контракту и так ниже рыночной из-за особенностей ценообразования, поэтому какие-либо дополнительные договоренности нецелесообразны.
Затягивание процесса закачки газа в ПХГ может быть связано и с желанием украинского правительства переложить финансовое бремя на плечи европейцев.
Мол, если вы хотите пройти зиму спокойно, позаботьтесь сами, чтобы в наших хранилищах было достаточно газа. Но Брюссель решил не поддаваться на шантаж и к настоящему времени переговоры между сторонами фактически не ведутся.
В надежде проскочить зиму
Стороны понимают, что довести объем газа в ПХГ до 17 млрд. куб. м. газа уже не удастся. В 2014 и 2015 гг. отопительный сезон начинался 17 и 20 октября соответственно. А на 13 сентября в ПХГ Украины было только 13,3 млрд. куб. м.
При нынешних темпах закачки Украина успеет накопить к середине октября максимум 15 млрд. куб. м. А учитывая, что на европейском рынке доступного газа по мере похолодания будет все меньше, то может оказаться, что «Нафтогаз» выйдет только на ранее запланированные 14,5 млрд. куб. м.
Украина, сокращая закачку газа в ПХГ, рассчитывает на теплую зиму и на низкий уровень потребления. Очевидно, шансы на такое развитие событий сохраняются.
Первый вице-премьер Украины Степан Кубив 31 августа рассказал, что в правительстве рассматривается вопрос, на какую зиму рассчитывать ресурсы: на теплую (14 млрд. куб. м. закачки газа в ПХГ) или на холодную (17 млрд. куб. м.). Такое заявление показывает, что Украина рассчитывает «проскочить» надвигающуюся зиму.
Вторая составляющая надежды Украины – сокращение потребления. Последние 10 лет использование газа на Украине неуклонно снижается. Но с 2014 г. падение усилилось.
Дело не в повышении энергоэффективности, как говорят многие политики в Киеве, а в сокращении промышленного производства. По данным Укрстата, промышленное производство в 2014 г. сократилось на 10,7%, а в 2015 г. – на 13,4%. Это привело к снижению спроса на газ в промышленном секторе на 28% в 2014 г. и на 22% в 2015 г. Стоит отметить, что собственная добыча газа на Украине также падает (с 20,5 в 2014 г. до 19,9 млрд. куб. м. в 2015 г.), что увеличивает потребность в импортном газе.
Риски транзита
Основной риск для надежности транзита через территорию Украины состоит в том, что в случае холодной зимы Украине может не хватить газа в I кв. 2017 г. Чем меньше объемов газа в ПХГ остается, тем меньше можно извлекать топлива ежесуточно.
Следовательно, если в конце зимы ударят морозы, то у «Нафтогаза» просто не будет газа для покрытия пикового спроса.
В этот момент перед украинским руководством встанет вопрос: санкционировать отбор транзитного газа для того, чтобы их сограждане не замерзли или доказать, что страна – надежный транзитер.
Любой политик выберет первый вариант. Ведь ему в первую очередь нужно сохранить власть, а вину за срыв транзита всегда можно как-то объяснить. Тем более у Киева уже есть некоторые «заготовки». Например, можно сказать, что Украина просто забрала собственность «Газпрома» в виде транзитного газа в счет уплаты штрафа, который выписала украинская антимонопольная служба по выдуманным специально для такого случая основаниям.
«Газпром» в случае срыва транзита получит мощное подтверждение необходимости строительства обходных газопроводов вокруг Украины. А позиции европейцев вряд ли поменяются. Те страны, которые уже сейчас выступают против «Северного» и «Турецкого потоков» продолжат обвинять во всех бедах Россию.
Они будут еще больше ратовать за диверсификацию источников поставок газа в ЕС. Тем более, что у многих из них, например, у Польши и Литвы, теперь есть СПГ терминалы, загрузка которых позволит сократить убытки от их строительства. А от американских властей мы, вероятно, услышим старые лозунги о давлении «империи зла» на гордую демократию с помощью газового оружия.
Евразия.Эксперт. 19.09.2016