В белорусской оппозиции начался передел сфер влияния
Андрей Лазуткин
11 августа закончилась регистрация кандидатов в депутаты и начался этап агитации. Председатель ЦИК Беларуси Лидия Ермошина заявила, что в этом году регистрация прошла более лояльно, чем на выборах 2012 г. Тогда из 494 человек, подавших заявки, кандидатами были зарегистрированы 363 человека (73%), а в настоящий момент из 630 – 521 (82%). Белорусский политолог Андрей Лазуткин - о последних тенденциях предвыборной кампании, борьбе в стане оппозиции и росте политической активности в Беларуси.
Жертвы «отсева»
Пресса подчеркивает, что в этом году жертвами «отсева» якобы стал ряд оппозиционных деятелей – в частности, зампред движения «За свободу» (ДЗС) Александр Логвинец и зампред ОГП М. Козлов. Напомним, однако, что и Логвинец, и Козлов являются политиками «второго эшелона», в то время как лидеры оппозиционных структур – А. Лебедько и А. Милинкевич сами отказались от участия в кампании в качестве кандидатов в депутаты.
В таком свете высказывания о репрессивных «мерах» против данных структур выглядят надуманными. В целом же при регистрации кандидатов наблюдались три основных типа нарушений: неточное декларирование доходов, несоответствующие действительности подписи, а также факты досрочной агитации. Так, два предупреждения от окружной комиссии получил уже упомянутый зампред ДЗС Александр Логвинец. Проведение концерта в столичном микрорайоне Сухарево в поддержку Логвинца под видом пикета по сбору подписей было расценено окружной комиссией как агитация. Также окружная комиссия посчитала, что кандидат допустил ряд иных нарушений, в частности, неверно указал доходы.
Как отмечает пресса, значительные потери понесли оппозиционные кампании «Говори правду» и «За свободу», которые выдвигали кандидатов через сбор подписей. Отметим, однако, что данные структуры не имеют регистрации в качестве политических партий («Говори Правду» (ГП) – не зарегистрирована, движение «За Свободу» – общественное объединение), а поскольку сбор подписей юридически более сложен и предполагает большее количество фактических ошибок, то такой «отсев» выглядит закономерным.
Оппозиция подверглась переделу
Отметим также, что увеличение числа кандидатов произошло благодаря увеличению активности партий, в частности, оппозиционных. Всего было выдвинуто 331 партийных кандидата, против 264 в 2012 г. При этом в нынешней кампании из 331 партийных кандидатов – 179 от оппозиционных партий, не считая самовыдвиженцев от ДЗС, ГП и БХД, не имеющих регистрации в качестве партий.
Вероятно, такая ситуация большого «конкурса» сложилась из-за роста внутренней конкуренции в оппозиции. За последние 2 года ее внешнее финансирование значительно сократилось, и сейчас мы наблюдаем не что иное, как внутренний передел сфер влияния.
Наиболее показательно он проявился в ходе безуспешных попыток сформировать так называемый «единый список» оппозиционных кандидатов, который означал бы снятие собственных кандидатов с округов с тем, чтобы уступить место «чужим» структурам. В результате «единый список» закономерно не был сформирован, что привело к избытку оппозиционных кандидатов. А радикал Николай Статкевич, сторонник «единого списка», в итоге непоследовательно перешел к стратегии бойкота и за полтора месяца заявил об организации акций протеста против итогов еще не прошедших выборов на следующий день после их окончания.
Политическая активность растет
Отметим также, что наблюдается большая активность «системных» кандидатов. В округах можно наблюдать ранее нетипичную ситуацию, при которой 2 и более кандидатов – директора предприятий, врачи, руководители учреждений и иные представители коллективов. Отметим при этом, что зачастую различаются способы их выдвижения. Часть таких лиц выдвигается только от трудового коллектива (упрощенным порядком), другая же часть собирает подписи. Представляется, что именно члены последней, более активной группы, могут стать вероятными претендентами на победу в округах.
Также традиционно на выборы идет 1/3 депутатов прошлого созыва Палаты представителей – эта тенденция сохраняется и в настоящий момент.
Что касается системных провластных партий, то также наблюдается их высокая активность. К примеру, по Сеннескому избирательному округу зарегистрированы три кандидата – председатель Республиканской партии труда и справедливости В. Заднепряный, председатель Белорусской патриотической партии Н. Улахович, а также представитель партии БНФ. Если выборы в данном округе состоятся, то с большой вероятностью в парламенте будет представлена еще одна системная партия – РПТС или БПП (помимо КПБ и АП). Всего же от РПТС выдвинуто 18 кандидатов, от БПП – 16.
«Системная оппозиция» меняет тактику
Кроме того, избирательная кампания сопровождается значительными спекуляциями в прессе на тему появления оппозиции в парламенте. Возможно, такие вбросы – черный пиар против ряда оппозиционных кандидатов в исполнении радикальных сил, стремящихся скомпрометировать «системную оппозицию» в лице структуры «Говори правду» (лидеры – Т. Короткевич и А. Дмитриев).
С другой стороны, «Говори правду» несколько изменили тактику – кампания подчеркивает, что структура выдвигает людей, пришедших в политику «с нуля», без политической биографии и участия в оппозиционных проектах.
Представляется, что такое позиционирование более приемлемо для электората, который в целом не доверяет оппозиции. Отметим, однако, что «конструктивный» мотив участия не преобладает в оппозиции. Значительная часть структур (например, руководители т.н. «правой коалиции» – ОГП, ДЗС и незарегистрированной БХД), заявляют в качестве основной цели дискредитацию избирательного процесса путем агитации за непризнание выборов.
Бойкотировать или бунтовать?
Также в СМИ проходила острая полемика по поводу допустимости бойкота выборов. Решение Статкевича и структуры «белорусский национальный конгресс» о неучастии в кампании отдельные политологи, аффилированные с западными структурами, пытаются мотивировать «этикой ответственности», ссылаясь на Макса Вебера.
Представляется, что причины бойкота со стороны радикалов более прозаичные. Это банальный кадровый голод и недоговороспособность самого Статкевича. В условиях сокращенного финансирования никто не намерен уступать ему политическую инициативу, поскольку каждая структура хочет показать спонсорам именно свою работу.
Стратегия бойкота же осталась для Статкевича единственно возможной. При этом политик прямо заявляет, что период агитации – это лишь повод для проведения легальных акций протеста.
Между тем, отметим, что против Статкевича косвенно работает возбужденное уголовное дело против Владимира Кондруся, задержанного в августе 2016 г. Напомним, журналисты сайта «Наша ніва» узнали Кондруся на фотографиях с акции в День Воли 25 марта 2016 г., сопоставили с фото, на которых он разбивает стекла и пытается проникнуть наряду с другими радикалами внутрь Дома правительства 19 декабря 2010 г. и предположили, что Кондрусь является провокатором. Оппозиционные СМИ «раскрутили» Кондруся, после чего он был опознан и задержан правоохранителями.
В прессе в ответ поднялась полемика о событиях 2010 г., в рамках которой указывалось на неправомерность насильственных действий и осуждались действия организаторов «площади». Отметим, что Статкевич, в случае призыва к аналогичной незаконной акции, вряд ли получит требуемую поддержку. Кроме того, встал вопрос и о журналистской этике и допустимости подобного «публичного» доноса на Кондруся, что бросает тень как на оппозиционные, аффилированные с западными структурами СМИ, так и на бывших лидеров «площади».
Оппозиция убеждает граждан и провоцирует
Возвращаясь к избирательной кампании – в целом же, по совокупности факторов, можно наблюдать весьма положительную картину. Возросла активность как «системной оппозиции», так и системных провластных партий и самовыдвиженцев, что будет способствовать общему росту политической культуры и интереса к выборам. Однако, как мы видим, мотивированы эти группы по-разному.
В оппозиции четко выделилась радикальная группа, которая на данный момент не имеет ресурсов для участия в кампании и, вероятно, будет пытаться провоцировать конфликты в период агитационный кампании.
Можно также попытаться примерно определить повестку будущей агитации. Для оппозиции она будет составлять три традиционных «дежурных» компонента: язык, символика и антироссийская риторика, которые кочуют из кампании в кампанию. Кроме того, оппозиция попытается сыграть на политизации социальных проблем – в первую очередь, безработице и сложном экономическом положении.
Полемика пойдет вокруг выбора экономического пути развития; в противовес решениям Всебелорусского народного собрания будет звучать апологетика либерального и неолиберального путей реформирования экономики.
Кроме того, значительную часть повестки традиционно займут проблемы округов. Напомним, однако, что действующее законодательство позволяет партиям выдвигать кандидатов даже в тех округах, где нет партийных структур. В отельных случаях это ведет к низкому качеству агитации, поскольку партийный кандидат, выдвинутый в упрощенном порядке, может быть вовсе не знаком с округом.
Евразия.Эксперт. 16.08.2016.