Путина ждут в Поднебесной на саммите G20
Алексей Забродин
Ровно через месяц в Ханчжоу откроется саммит G20, который пройдет под председательством Китая. На встрече с российскими журналистами в МИД КНР дали понять, что возлагают на встречу в верхах большие надежды, в том числе с целью укрепления экономических связей между Москвой и Пекином. В ведомстве отметили, что сотрудничество РФ и КНР – залог мирового процветания.
Главной темой сентябрьского саммита «большой двадцатки» станут проблемы мировой экономики, которая в последние годы вошла в зону турбулентности и никак не может из нее выбраться. Однако, как подчеркнул в беседе с представителями российских СМИ директор департамента стран Европы и Центральной Азии МИД КНР Гуй Цунъюй, Пекин намерен полноценно использовать саммит для переговоров с Москвой, поскольку «Россия и Китай играют фундаментальную роль в обеспечении безопасности и мира» и «являются главными двигателями глобальной экономики».
Оценка России как двигателя мировой экономики Москве, конечно, приятна, однако реальное положение дел от этого пока далеко. В Пекине рассказали, что в 2013 году товарооборот между Россией и Китаем достиг 96 млрд долл. и к 2015 году должен был перевалить за 100 млрд. Но в 2014-м разразился украинский кризис, за которым последовали антироссийские санкции Запада, обвал рубля и отток капитала из России. Гуй заявил, что «нынешнее состояние торговли не отвечает потенциалу двух стран», поэтому ситуацию необходимо менять. Посол КНР в РФ Ли Хуэй на встрече с российскими журналистами отметил: «Благодаря совместным усилиям сторон в первой половине текущего года объем китайско-российской торговли прекратил падение и начал расти, составив 31,72 млрд долл.» – на 1,8% выше показателей предыдущего года.
Другими словами, китайская сторона полна энтузиазма и верит в более успешное будущее российско-китайского торгового обмена. Впрочем, в дипломатическом ведомстве Китая намекнули, что «международная ситуация переменчива», поэтому надеяться на перемены надо, а как сложится ситуация на самом деле – пока сказать сложно.
На саммит в Ханчжоу приедет президент Владимир Путин, которого Гуй назвал главным гостем председателя КНР Си Цзиньпина. В МИДе подтвердили, что на полях саммита состоится полноценная «по содержанию и формату» встреча российского и китайского лидеров. В мире существует немало сил, которых беспокоят тесные отношения Москвы и Пекина. По словам Гуя, западные политики, которых раздражает российско-китайская дружба, «на самом деле обладают слишком слабыми нервами». И главная проблема заключается в том, что Россия и Китай проводят независимую политику. «Любая страна, если она желает миру процветания, должна поддерживать российско-китайское сотрудничество», – подчеркнул дипломат.
При этом он отметил, что на Западе предвзято относятся к Москве, а «настоящая цель санкций даже неизвестна». Неудивительно, что там пытаются всячески доказать, будто Китай и Россия в скором будущем станут соперниками в Центральной Азии и на Евразийском континенте в целом. Сейчас, по мнению Гуя, задача Москвы и Пекина – показать мировому сообществу, что это мнение ошибочное. А продемонстрировать это надо делом, упрочив сотрудничество на всех направлениях.
Например, активно продвигается идея взаимодействия Китая с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС). Гуй признался, что в Пекине позитивно смотрят на перспективы подобного сотрудничества. За последнее время у КНР увеличился товарооборот со всеми членами ЕАЭС, но для большего успеха «необходимо снимать барьеры». Кстати, в МИДе не исключают, что в дальнейшем между ЕАЭС и Китаем будет создана зона свободной торговли. Гуй заверил, что китайская сторона позитивно смотрит и на идею Путина тесной интеграции ЕАЭС, Шанхайской организации сотрудничества и АСЕАН, поскольку «создание такого партнерства отвечает главной тенденции развития мировой экономики».
На вопрос «НГ», планируется ли в рамках G20 встреча лидеров стран БРИКС, Гуй ответил, что подобное заседание возможно, так как Пекин приветствует любые контакты между членами этого неформального объединения. «Если лидеры БРИКС смогут провести встречу в Ханчжоу, то это будет очень полезно для мировой экономики», – полагает он.
Так или иначе, основной упор в отношениях Москвы и Пекина делается на экономическом сотрудничестве. Как уверяют китайские дипломаты, у наших стран не осталось нерешенных политических вопросов, поэтому торговля и стала главным приоритетом. А учитывая болезненное падение товарооборота из-за в первую очередь политических катаклизмов, необходимо сделать все возможное, чтобы «догнать и перегнать прежний уровень». Хотя забывать про военное сотрудничество и совместную борьбу с терроризмом, конечно, тоже никто не собирается.
Независимая газета. 04.08.2016