Приднестровье не хочет в Молдавскую федерацию

Светлана Гамова

Верховный совет Приднестровья не будет обсуждать с Кишиневом федеративное или конфедеративное устройство Молдавии, сказал «НГ» председатель парламента непризнанной республики Вадим Красносельский. Он отметил, что с предложениями по особому статусу для региона молдавские власти опоздали, теперь Приднестровье идет своим – независимым путем. Так Красносельский ответил на заявление почетного председателя Демократической партии Молдавии Думитру Дьякова о том, что федерация стала бы хорошим решением для воссоединения страны.

Председатель Верховного совета Вадим Красносельский напомнил, что в 2003 году Приднестровье уже соглашалось на федерацию в рамках известного предложенного Москвой «плана Козака», который в Кишиневе сначала приняли, а потом отказались подписать. Объединение не состоялось. А в 2006 году в регионе прошел референдум, на котором подавляющее число приднестровцев высказались за независимость от Молдавии и дальнейшее сближение с Россией. «На площадке Верховного совета обсуждение статуса Приднестровья в составе федеративной или конфедеративной Молдовы вестись не будет», – сказал Красносельский «НГ». Так что в Кишиневе могут не искать форму статуса для непризнанной республики: «Он у нас уже есть – независимость».

Заместитель спикера приднестровского парламента Галина Антюфеева пояснила «НГ», что «эта независимость завоевана кровью – во время войны 1992 года». Население Приднестровья, по ее словам, настроено только на интеграцию с Россией, и «никакой президент или председатель Верховного совета не станет идти против воли народа».

Так Верховный совет Приднестровья отреагировал на интервью почетного председателя Демократической партии Молдавии Думитру Дьякова радио «Свободная Европа». Дьяков заявил, что «хотя термин «федерация» пугает большинство людей, это стало бы хорошим решением для территориального воссоединения Молдовы». «Если говорить строго юридически, Молдова и сегодня уже федерация, так как включает в себя Гагаузскую автономию. Мы цепляемся к слову, вместо того чтобы хорошенько подумать, как можно решить фундаментальную проблему страны – территориальную целостность», – отметил политик.

Заявление Дьякова вызвало особый интерес, так как он представляет партию, которая через своих людей в правительстве практически руководит страной. Демократы контролируют парламент (спикер Андриан Канду – член Демократической партии), прокуратуру, Национальный центр по борьбе с коррупцией и другие государственные институты. Так устроена нынешняя система власти в Молдавии, где правящие партии, объединившиеся в проевропейский альянс, поделили между собой министерства и ведомства. Например, либеральной партии досталось Министерство обороны.

Ранее пойти на федерализацию страны и на этой основе вернуть Приднестровье предлагал лидер Партии социалистов Игорь Додон. Кишиневские СМИ сегодня обращают на это внимание, отмечая, что «после того как социалисты уже не первый год заявляют, что Молдова де-факто является федеративным государством, ссылаясь на наличие Гагаузской автономии, демократы признали это только сейчас».

«Еще в 2013 году я лично вышел с инициативой и публично в парламенте первый из политиков заявил о том, что единственный выход для решения приднестровской проблемы – это федеративное устройство государства. Более того, Партия социалистов разработала концепцию федерализации Республики Молдова», – рассказывает Игорь Додон. Лидер социалистов уверен, что федеративное устройство государства является выходом и для Приднестровья, так как никому не выгодно, чтобы регион стал вторым Калининградом. Кроме того, «федерация является дополнительной гарантией того, что Молдова не объединится с Румынией».

План федерализации поддерживают и жители Гагаузской автономии на юге Молдавии. Однако многие молдавские политики с ее существованием не согласны, придерживаясь мнения, что Молдавия должна оставаться унитарным государством по типу Румынии.

«Принятие в парламенте Молдовы закона об особом правовом статусе Гагауз Ери (гагаузская земля) было одной из самых больших ошибок в истории независимой страны», – считает первый посол Румынии в Молдавии Ион Бистряну. По словам бывшего дипломата, в 1990-х годах активно обсуждалась идея «трех республик» в составе Республики Молдова. «Как сейчас помню: это Гагаузия, Приднестровье и сама Молдова. И это как бы так и есть сейчас», – сказал в эфире радиостанции Europa Libera Ион Бистряну.

«Сейчас этот статус, понятное дело, у них не забрать. И Приднестровье никогда не согласится получить меньше полномочий, чем Гагаузия. Это компетенции во всех областях, включая автономию. И это очень большая проблема», – заключил дипломат.

«Гагаузия унионистам – как кость в горле», – прокомментировали для интернет-издания Еdingagauz.md заявления Иона Бистряну депутаты Народного собрания Гагаузской автономии. В частности, депутат Иван Бургуджи подчеркнул, что гагаузы согласились войти в состав Республики Молдова на правах автономного региона, и теперь центральные власти «обязаны выполнять взятые на себя обязательства по предоставлению Гагаузии ряда полномочий». «Потому что если обязательства выполняться не будут, мы должны вернуться в рамки независимой Гагаузской Республики, провозглашенной в 1989 году», – добавил политик.

Другой гагаузский депутат – Сергей Чимпоеш – добавил, что создание автономии «помешало планам унионистов присоединить Молдову к Румынии, сохранив ее независимой».

Следует отметить, что конфликты Кишинева с Гагаузией (урегулирован путем территориального автономного образования Гагауз Ери) и Приднестровьем (не урегулирован после вооруженного конфликта 1992 года) произошли во многом из-за призывов Народного фронта Молдавии об объединении с Румынией. Сегодня большинство граждан Молдавии выступают против унири (объединения). Об этом свидетельствуют данные опроса, проведенного компанией Magenta consulting.

Так, 67% опрошенных высказались против объединения: 47% – категорически против. В то же время большинство респондентов – 43% – считают, что объединение с Румынией не произойдет никогда.

«Если в Молдове будут обсуждать проект федерализации республики, это откликнется и в Украине», – заметил «НГ» председатель правления Института украинской политики Константин Бондаренко. Он напомнил, что президент Петр Порошенко считает федерализацию неприемлемым для Украины путем. «Хотя Киев равняется на США и Германию, а там федерация не привела в движение никакие центробежные силы», – обратил внимание эксперт. Константин Бондаренко полагает, что «федерализация Молдовы – это выход по Приднестровью, в федеративных рамках можно будет защищать права русскоязычных граждан, славян и представителей других народов, проживающих в регионе».

Премьер-министр Молдавии Павел Филип на пресс-конференции подчеркнул, что вопрос, касающийся особого статуса Приднестровья, никогда не обсуждался на переговорах по приднестровскому урегулированию в формате «5+2» (Молдавия и Приднестровье – стороны конфликта, Россия, Украина, ОБСЕ – посредники, ЕС и США – наблюдатели).

«Планируем, что в ближайшем будущем состоится глубокое обсуждение в правительстве и с гражданским обществом вопроса особого статуса Приднестровья, чтобы знать, какие дальнейшие шаги предпринимать», – сообщил Филип. Председатель Верховного совета Приднестровья Вадим Красносельский на это заметил: «Пусть себе сами что хотят, то и обсуждают. Мы для себя уже все решили – без них».

Напомним, Приднестровье, 60% жителей которого составляют русские и украинцы, добивалось выхода из состава Молдавии еще до распада СССР, опасаясь, что на волне национализма страна присоединится к Румынии. С 1992 года, после неудавшейся попытки Кишинева силой «установить конституционный порядок в Приднестровье», непризнанная республика живет независимо от Молдавии.

Независимая газета. 19.08.2016

Читайте также: