Почему инвестиционный поток в Белоруссию становится все меньше
Юрий Павловец
Для современной белорусской экономики вопрос о внешнем инвестировании является одним из ключевых, так как от того, смогут ли местные власти привлечь в страну иностранных инвесторов, во многом зависит судьба всей социально-экономической модели республики. На официальном уровне руководство страны уже неоднократно заявляло о том, что в стране созданы максимально комфортные условия для инвестиций, а государство готово к любым финансовым и иным проектам у себя на территории. Однако, как показывают последние годы, абсолютно все планы белорусского правительства по привлечению иностранного капитала в экономику страны оказывались невыполненными, а инвестиции с каждым годом стали все больше обходить Белоруссию.
Согласно последним данным Национального статистического комитета, за первое полугодие 2016 года в реальный сектор экономики, за исключением банковского сектора, иностранные инвесторы вложили 4,7 млрд. долларов. Если посмотреть на статистику прошлого года, то окажется, что цифра была на 1 млрд. больше, а значит, и в нынешнем году объемы вложений в Белоруссию извне снова сократились (на 17,5%). Возникает закономерный вопрос: почему инвесторы не стремятся вкладывать в республику и есть ли еще в стране отрасли и проекты, которые интересны иностранным толстосумам?
О том, что белорусское руководство уже не первый год занимается поиском источников финансирования своей экономики, известно давно. И надо сказать, планы у официального Минска на бумаге весьма и весьма амбициозные. Например, во время апрельского ежегодного послания народу и парламенту Александр Лукашенко заявил, что «в этом году для восстановления экономического роста необходимо привлечь не менее 1,5 млрд. долларов прямых иностранных инвестиций на чистой основе». Этот же принцип был озвучен главой государства и 22 июня в Минске на V Всебелорусском народном собрании, когда перед руководством страны была поставлена задача «за пятилетие реализовать более 80 крупнейших инвестиционных проектов на сумму свыше 27 млрд. долларов и освоить не менее 14 млрд. долларов из внешних источников».
И вроде бы такие требования главы государства должны были вдохновить местных чиновников на более активную работу по поиску инвесторов, но оказалось, что ничего подобного не произошло. Даже глава внешнеполитического ведомства Белоруссии Владимир Макей в начале июля отметил, что «во внешнеэкономической деятельности результат оказался менее позитивным, хотя по данному направлению имеются определенные заделы».
Для того чтобы понять, почему в вопросе поиска внешних инвестиций «воз и ныне там», нужно для начала вспомнить, кто является главным инвестором в белорусскую экономику. Если абстрагироваться от политизированного заявления А. Лукашенко о том, что таким инвестором является Китай, и обратиться к статистике последнего времени, то окажется, что главный поток инвестиций продолжает идти из России. Например, в прошлом году среди иностранных инвесторов, вложивших свои средства в предприятия на территории Белоруссии, Россия заняла первое место – 43,2 % от всех поступивших инвестиций. На втором месте была Великобритания (20,6 %), а на третьем – Нидерланды (10,8 %). При этом речь идет только об инвестициях в реальный сектор экономики без учета банковской сферы, где у России также появились дополнительные механизмы инвестирования: в РБ открылось представительство Экспортного страхового агентства России, которое планирует в 2016 году реализовать на территории республики проекты примерно на 1,5 млрд. долларов.
Ситуация не изменилась и в нынешнем году: в первом полугодии основными инвесторами белорусских организаций снова была Российская Федерация (50,2% всех поступивших инвестиций), затем Великобритания (20,5%) и Кипр (7,5%). А вот Китай оказался на одном из последних мест, а его инвестиции в белорусскую экономику составили чуть более 1% (3% в 2015 году). Исходя из такой структуры инвестиционных потоков, становится понятно, почему белорусскому руководству не удается нарастить количество иностранных денег в своей экономике – внутренние проблемы РФ не позволяют российским инвесторам в прежнем объеме финансировать партнера по Союзному государству. Тем более, если вспомнить, что сегодня в России продолжается политика импортозамещения и инвестирования внутреннего производства, а значит, белорусское направление для российского бизнеса становится все менее интересным. Иные же инвесторы не стремятся в Белоруссию по иным, но также весьма объективным причинам.
Несмотря на декларирование белорусским руководством благоприятных условий для любых инвесторов, на самом деле ситуация в республике выглядит иначе, а многих и вовсе отпугивают непредсказуемость местных властей и существующее здесь законодательство. Об этом сегодня говорят абсолютно все, как независимые эксперты, так и смельчаки в органах госуправления. Ни для кого не секрет, что инвестиции приходят туда, где есть стабильная экономика и среда для зарабатывания денег. Любой инвестор должен быть уверен, что через год-два или пять лет он не потеряет свои деньги, а его инвестиции не будут национализированы или реквизированы государством, что имеет место в Белоруссии. Руководство страны уже не раз забирало у инвесторов их проекты под главным предлогом – «неисполнение взятых на себя обязательств».
Более того, определенный страх вызывает и то, что большинство белорусских предприятий и организаций в той или иной степени принадлежат государству, которое охотно вмешивается в их работу, отстаивая свои интересы и навязывая инвесторам многочисленные социальные обязательства. Проще говоря, рыночных процессов в стране, которые бы могли привлекать западных инвесторов, по-прежнему нет, а командно-административная система, в рамках которой им предлагается работать, является дополнительным отталкивающим фактором. Если дополнить картину постоянно изменяющимся налоговым законодательством, высокой степенью личностных отношений в белорусском бизнесе, абсолютной бюрократизацией всех экономических процессов, а также слабой возможностью решения споров в белорусском суде (примером может являться нынешнее судебное разбирательство ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» с региональными газовыми предприятиями республики), то получается, что Белоруссия из потенциально привлекательной страны для инвестиций, где есть инфраструктура, дешевая и высококвалифицированная рабочая сила, превращается в страну неинтересную для большинства инвесторов.
Это уже привело к тому, что в конце прошлого года по классификации Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Белоруссия, которая не является, но очень хочет стать членом этой организации, была отнесена к последней, седьмой группе страновых кредитных рисков (Россия находится в четвертой группе). Такая позиция Минска обязывает агентства страхования экспортных кредитов применять для страны самую высокую ставку страхования кредитов (9-10% при 5-летнем сроке возврата кредита), а это значит, что для республики стоимость любых денег, которые используются для финансирования инвестпроектов, является очень высокой. Проще говоря, белорусские проекты для инвесторов очень дорогие и рискованные.
Необходимо отметить, что указанная выше проблема отсутствия действительно прибыльных проектов ширится с каждым днем. Раньше экономический рост в стране обеспечивался за счет стимулирования внутреннего спроса, а также государственных дотаций в сфере финансов, связи, розничной торговли, строительства и т.п. Именно в эти направления инвесторы и готовы были вкладывать свои деньги. Примечательно, что ситуация не поменялась и в нынешнем году: по данным Белстата, в первом квартале нынешнего года наиболее привлекаемыми видами экономической деятельности были «транспорт» (35,3%), «оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей и мотоциклов» (27,0%) и «обрабатывающая промышленность» (20,2%). При этом более 72% всех инвестиций пришлось на Минск, хотя в белорусском правительстве делают особый упор на вложение денег в регионы. Однако с развитием экономического кризиса перед инвесторами объективно возник вопрос, куда в республике можно вложить капитал: государственные предприятия в массе своей еле дышат, частные компании малочисленны и слабы, а будущее у белорусской экономики, ориентированной на российский рынок, мягко говоря, туманно.
В итоге сегодня в Белоруссии сложилась довольно парадоксальная ситуация. С одной стороны, руководство страны на официальном уровне заявляет о своей готовности принять в стране любых инвесторов под государственные гарантии, вплоть до президентского уровня, и создать в стране самый комфортный климат для иностранного бизнеса. Например, А. Лукашенко лично потребовал до 1 сентября проанализировать и систематизировать инвестиционное законодательство и внести соответствующие предложения, так как «главный стимул для инвестиций – это ясные и понятные правила и законы, которые соблюдают все: как наши отечественные, так и зарубежные инвесторы… говоря простым языком, убрать всякие бюрократические барьеры». Более того, в конце сентября власти планируют провести масштабный экономический форум для потенциальных инвесторов «Расширяя горизонты: инвестиции, финансы, развитие», где хотят «показать Белоруссию как перспективную инвестиционную площадку, а также продемонстрировать те возможности, которые получают компании в ходе сотрудничества с международными финансовыми институтами». И это, казалось бы, демонстрирует полную готовность официального Минска сделать свою страну местом инвестиционного паломничества.
Однако, с другой стороны, все громкие высказывания белорусских чиновников разбиваются о горькую реальность. Белорусы действительно пытаются организовать удобное поле для привлечения инвесторов, делая при этом ставку на Китай. Например, в июле между Министерством финансов Белоруссии и компанией Citic Construction Co., Ltd был подписан меморандум о сотрудничестве по созданию белорусско-китайского инвестиционного фонда с первоначальным стартовым капиталом в 50 млн. долларов. Однако консервативность белорусской модели и безынициативность чиновников на местах на корню рубят абсолютно все благие намерения и инициативы, что в конечном счете и не позволяет надеяться на увеличение инвестиционного потока в страну.
Что в сложившейся обстановке следует делать? Ответ напрашивается сам собой – начать реформирование нынешней экономической и законодательной систем государства, дав потенциальным инвесторам и частному бизнесу больше свободы действий. Патерналистская политика белорусского руководства была хороша в «жирные» годы нефтяного офшора, обеспечивавшего социальный рай за счет российской нефти. Сегодня же перед властями республики стоит поистине глобальная задача – престать надеяться на других и начать действовать самостоятельно. Расчет на то, что российские инвестиции рано или поздно вернутся на прежний уровень и их снова можно будет перенаправить в наиболее проблемные для государства отрасли экономики, является тупиком, так как в России, в том числе и благодаря нынешним санкциям, постепенно учатся считать деньги и разбрасываться ими направо и налево, как в прошлые годы, не планируют.
Это означает, что Минску необходимо полностью пересмотреть свою нынешнюю социально-экономическую и правовую политику, чтобы получить шанс на дополнительный приток иностранных инвестиций, так как выбраться из нынешнего кризиса только за счет собственных сил и средств белорусам, увы, вряд ли удастся.
Ритм Евразии. 21.08.2016