По Белоруссии бродит призрак девальвации

Борис Желиба

На валютном рынке Беларуси наблюдаются определенные парадоксы. С начала года валютные курсы белорусского рубля практически не изменились. В то время как валютная выручка, поступающая в страну в основном от экспорта, устойчиво падала. В первой половине года она сократилась почти на 3 млрд долларов. Точнее, в январе–июне она составила 13,7 млрд долларов и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшилась на 2,96 млрд долларов, или на 18%.

Замечу, белорусский экспорт валится уже четвертый год подряд. Так, рекордное значение валютной выручки за первое полугодие было зафиксировано в 2012 году в размере 27,1 млрд долларов, когда Беларусь сумела наварить валюту на известной афере с растворителями-разбавителями за счет экспортных пошлин.

Причина таких потерь видна из результатов внешней торговли. Экспорт белорусских сырьевых товаров и товаров неглубокой переработки, а именно нефти, нефтепродуктов и калийных удобрений, в первом полугодии составил 3,57 млрд долларов и по сравнению с таким же периодом 2015 года оказался меньше на 2 млрд «зеленых». Отрицательная экспортная динамика отмечалась и по другим товарам и услугам. Экспорт белорусской сельхозпродукции и продуктов питания просел за полугодие на 14%, или на 1,9 млрд долларов, экспорт услуг снизился на 350 млн долларов. Здесь причина не столько в том, что не покупает Россия в прежних объемах белорусскую продукцию и услуги, сколько в усилившейся конкуренции на российском рынке.

Удивительная картина: при обвальном падении белорусского экспорта валютный курс белорусского рубля, можно сказать, стоит на месте. Одна из основных причин, которую усматривают аналитики, это невольная помощь валютному рынку со стороны населения. В июле физические лица, несмотря на отпускной сезон, по сравнению с июнем уменьшили объемы покупки наличной инвалюты на 179 млн в долларовом эквиваленте – до 293,4 миллиона. При этом продажа составила 577,8 млн долларов. Всего же за январь–июль население продало иностранной валюты почти на 900 млн долларов больше, чем купило, пополнив валютный рынок страны, что и сыграло немаловажную роль в стабилизации курсов белорусского рубля. Логично предположить, что неудовлетворительное финансовое положение многих белорусских предприятий ограничивает их аппетиты на покупку валюты на бирже.

Главная причина снижения спроса населения на валюту и рост чистой ее продажи очевидна – усиливающееся падение жизненного уровня населения. Для его поддержания на более или менее комфортном уровне, к которому привыкли люди, в ход пошли не только их валютные сбережения в банках, но и домашние «кубышки». С начала года реальные располагаемые доходы населения снизились на 7%. Поэтому чистая продажа валюты населением скорее всего не будет долговременным явлением и тем более столь масштабным, как в июле. А по мере снижения продаж физическими лицами валюты будет расти вероятность возобновления девальвации белорусского рубля. С этой точки зрения на фоне падения белорусского экспорта девальвация взяла только временную передышку, она просто отложенная. Ведь те 7,3 млрд долларов, которые лежат на валютных счетах физических лиц в банках, держат наиболее состоятельные люди. И они их особо не будут трогать до последнего. К тому же в качестве вкладчиков у нас выступает меньшая часть трудоспособного населения.

Чтобы этого не произошло, необходимо как можно быстрее переломить отрицательную динамику белорусского экспорта, не дожидаясь, когда вырастут мировые цены на нефть и калийные удобрения, и когда соответственно оживет российский рынок. А дела в России по-прежнему никакие. Вот некоторые экономические данные. За первое полугодие дефицит федерального бюджета составил 1,5 трлн российских рублей, или 4% ВВП. Для его финансирования уже было использовано 780 млрд рублей из Резервного фонда, который может обнулиться к концу года. Доходы федерального бюджета составили 5,9 трлн рублей, что на 11% ниже соответствующего показателя 2015 года. Строительство и розничная торговля просели на 5,6%, транспорт и оборудование – на 5,4%, производство нефтепродуктов – на 4,3%, металлургия – на 3,1%. Многие российские аналитики не предвидят роста ВВП до 2020 года.

Поэтому необходимо поднимать конкурентоспособность белорусских предприятий за счет привлечения серьезных иностранных инвестиций, что невозможно без структурных реформ в экономике. Одними лозунгами снизить себестоимость продукции на нелепо большие и взятые с потолка 25% – делу не поможешь. И пока мы имеем то, что Беларусь стала 79-й из 128 стран в последней версии рейтинга «глобальный инновационный индекс – 2016». По сравнению с прошлым годом страна опустилась на 26 позиций.

А призрак девальвации белорусского рубля уже бродит по нашей стране.

Народная воля. 28.08.2016

Читайте также: