Москва и Анкара реанимируют «Турецкий поток»
Ольга Соловьева
На следующей неделе в Санкт-Петербурге может состояться встреча президента РФ Владимира Путина и президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. Встречу двух лидеров ранее подтверждали в Кремле. Не исключено, что одной из главных тем переговоров окажется возобновление проекта по строительству газопровода «Турецкий поток», отложенного после ухудшения отношений двух стран. Евросоюз пока скептически оценивает подобные перспективы, полагая, что проект усилит и без того серьезные позиции «Газпрома» в ЕС. Опасаются еврочиновники и наступления «турецкой зависимости» в связи с вводом проекта. Украинская сторона, в свою очередь, надеется, что Евросоюзу хватит политической воли воспрепятствовать этому газовому проекту – например, посредством новых антироссийских санкций.
Заявления Москвы и Анкары о возможном возобновлении строительства газопровода «Турецкий поток» с беспокойством встретили в ЕС, поскольку его реализация увеличит зависимость Европы от российского газа, сообщает агентство Reuters со ссылкой на дипломатические источники в ЕС. По словам одного из них, после запуска «Турецкого потока» у России отпадет необходимость в использовании Украины для транзита газа в Европу, иные варианты поставок газа из Каспийского региона также будут перекрыты. «Возобновленная дружба Турции и России может оказаться проблемой, в случае если РФ намерена заменить Украину Турцией», – отметил один из еврочиновников. Он также добавил, что и Анкара заинтересована в поставках дешевого газа из России.
Опасения европейских чиновников последовали после того, как Турция вновь подтвердила интерес к реализации «Турецкого потока». Министр экономики Турции Нихат Зейбекчи на прошлой неделе заявил, что политические решения по совместным российско-турецким проектам – АЭС «Аккую» и газопроводу «Турецкий поток» – уже имеются, а конечный импульс по строительству газопровода будет дан на встрече глав государств РФ и Турции, намеченной на 9 августа в Санкт-Петербурге. В Кремле подтвердили дату встречи. Ожидается, что президенты могут затронуть и ситуацию с газопроводом.
Глава Минэнерго Александр Новак в конце минувшей недели также подтверждал, что страны вернулись к обсуждению строительства двух ниток газопровода «Турецкий поток». «Турция заинтересована в том, чтобы газ поступал напрямую, минуя другие транзитные страны, и в рамках этого в «Турецком потоке» предусмотрена одна нитка как минимум для потребителей турецких – в 15,75 млрд куб. м газа», – пояснял министр в интервью телеканалу «Россия 24». Вторая нитка газопровода, по его словам, будет предназначена для европейских потребителей. И эта нитка также может быть проложена по дну Черного моря и через территорию Турции.
Новый газопровод в итоге сделает Турцию газовым хабом на пути голубого топлива в Европу. «В целом в Турции большое количество разных проектов (например, газопровод TANAP из Азербайджана. – «НГ»), и можно сказать, что Турция будет играть большую роль как транзитная страна, чтобы обеспечивать газом европейских потребителей», – отметил Новак.
И очевидно, именно этот фактор в первую очередь и беспокоит ЕС. Возможно, изначально ЕС и не ждал таких действий от Москвы и Анкары или же не предполагал, что потепление может наступить столь скоро. Международные аналитики как будто не рассматривали возможность возобновления экономического сотрудничества двух стран. В частности, консультанты ЕС, НАТО, ООН и правительства Германии ранее просчитали возможные сюрпризы, которые РФ может преподнести миру в самое ближайшее время. И там были самые невероятные сценарии вплоть до «вооруженного вторжения в Казахстан», но не то, что, казалось бы, лежит на поверхности (см. «НГ» от 28.07.16).
Напомним, проект «Турецкий поток» заменил собой закрытый ранее «Южный поток». Он предполагает строительство газопровода из России в Турцию по дну Черного моря и далее по турецкой территории до границы с Грецией. В итоге газ доставляется лишь до границ Евросоюза, а значит, в теории, не подпадает под правила ЕС. Несмотря на заинтересованность, межправительственное соглашение по газопроводу так и не было подписано, а после инцидента со сбитым Турцией российским самолетом Су-24 проект и вовсе был приостановлен. При этом Турция – второй по величине рынок сбыта «Газпрома» после Германии. В 2014 году российский газовый холдинг экспортировал в страну 27,4 млрд куб. м газа.
В Минэнерго РФ связывают интерес Турции к строительству газопровода в том числе и с недавними заявлениями Киева о планах по повышению стоимости транзита российского газа через Украину. «Если будет стоимость транзита выше, как заявляют наши украинские коллеги, это переложится в стоимость транспортировки и конечной цены газа для потребителей Турции», – сообщал Новак.
Контракт на транзит российского газа с «Нафтогазом Украины» действует до конца 2019 года, текущий тариф на транспортировку составляет 2,5 долл. за 1 тыс. куб. м на 100 км. При этом в «Газпроме» недавно заявили, что тариф на транспортировку газа по другому газопроводу в обход Украины – «Северному потоку» – составляет 2,1 долл. за 1 тыс. куб. м на 100 км.
В Украине – основном транзитере российского газа в ЕС – мысль о возобновлении проекта восприняли довольно прохладно. В частности, глава правления «Нафтогаза Украины» Андрей Коболев заявил об угрозах из-за строительства газопровода «Турецкий поток» для Украины и Евросоюза. «Повлиять это строительство может негативно», – приводит его слова РБК-Украина. «Для Украины этот проект несет некоторую угрозу. Мы сразу потеряем часть транзита. Те объемы газа, которые шли через территорию Украины и приносили деньги для всей экономики, будут направлены в другое место», – пояснял Коболев.
Глава «Нафтогаза» рассчитывает, что «в этой ситуации позиция Евросоюза будет такой же жесткой, как и по «Южному потоку». Коболев не исключает, «что ЕС сможет этот проект приостановить или даже полностью его остановить».
И, по его словам, реальные рычаги, которыми можно остановить процесс строительства «Турецкого потока», довольно-таки просты. «Ни Турция, ни Россия не владеют технологиями глубоководных построек газопроводов. Это могут делать только иностранные компании, поэтому при большом желании как Евросоюз, так и западные страны методом санкций могут этот проект остановить. Вопрос в том, будет ли на это политическая воля», – подчеркивает Коболев.
Можно предположить, что какие-либо действия Брюсселя относительно проекта последуют уже после встречи президента Путина с турецким коллегой. «Мы внимательно следим за событиями в Турции», – заявил зампредседателя Еврокомиссии Марош Шевчович агентству Reuters.
Опрошенные «НГ» эксперты также соглашаются, что для ЕС «Турецкий поток» – опасный проект. «Реализация «Турецкого потока» приведет к тому, что Анкара замкнет на себе основной объем поставок газа в Южную и Восточную Европу. В итоге вместо российской или каспийской зависимости ЕС получит турецкую зависимость», – замечает председатель совета директоров инжиниринговой компании «2К» Иван Андриевский. Учитывая же непростые отношения Европы и Турции усиление переговорных позиций Анкары явно не в интересах ЕС, продолжает он. «Статус крупного газового хаба позволит Турции, стремящейся сосредоточить на своей территории потоки голубого топлива из России, Азербайджана, Ирана и Израиля, оказывать на Брюссель давление в переговорном процессе о вступлении в ЕС», – соглашается член экспертного совета Союза нефтегазопромышленников России Эльдар Касаев.
По мнению экспертов, сегодня перспектив у «Турецкого потока» намного больше, чем до конфликта между РФ и Турцией. Правда, уточняет Касаев, разумнее для РФ было бы не торопиться с громкими заявлениями, а дождаться от турецких властей проявления большей инициативы и реальной, а не декларативной заинтересованности в совместном проекте. «Нам нужно стараться максимально реализовать интересы собственного государства, грамотно, не себе в убыток, распределив многочисленные риски при строительстве дорогостоящей магистрали между партнерами, а не вожделенно глядеть на турецкий берег», – считает он. Эксперт напоминает, что Россия уже один раз «прокололась» во время начальной стадии переговоров по «Турецкому потоку». «В спешке предоставив туркам скидку на газ, РФ взамен не получила подписанного межправсоглашения и завизированного пакета технических документов, требуемых для реализации проекта. Нет никаких гарантий, что Эрдоган вновь не «выстрелит в спину», – резюмирует Эльдар Касаев.
В итоге переговоры по «Турецкому потоку» могут оказаться долгими и непростыми. «Позиция ЕС заключается в диверсификации газовых поставок. Газ из РФ поступает через Украину, а также через «Северный поток». При этом часть стран ЕС считает, что и второго «Северного потока» будет для них чересчур много, – поясняет аналитик компании «Финам» Алексей Калачев. – Понятно, что в этих условиях ни «Южный поток», ни «Турецкий поток» не вписываются в европейскую энергетическую стратегию».
Независимая газета. 03.08.2016