Киргизия: противники изменения Конституции консолидируются

Ринат Файзулин

В Киргизии активно обсуждают возможность проведения референдума для изменения Конституции. Основная идея – переход от президентско-парламентской республики к парламентской.

Премьер главней президента?

Эту мысль президент Алмазбек Атамбаев, который через год с лишним покинет свой пост без права занять его второй раз подряд, высказал почти год назад. Тогда пресса и «гражданское общество» довольно вяло прореагировало. Но на этот раз обсуждение стало весьма бурным. И при этом весьма организованным.

Все началось со статьи российского неправительственного интернет-ресурса, который сообщил, ссылаясь на некий анонимный источник в высших эшелонах власти, что президент А. Атамбаев хочет сделать президентскую должность «выставочной», усилить полномочия премьер-министра и сам же занять кресло главы правительства. При этом следует отметить, что в Киргизии существует мораторий на изменения Конституции до 2020 года, которые можно обойти только через референдум. Также необходимо сказать, что если на слова президента о переходе к парламентской республике была вялая реакция, то статья российского интерент-СМИ фактически послужила командой для начала протестной кампании оппозиции.

Последняя утверждает, что президент Атамбаев хочет узурпировать власть. Появились уже различные аналитические исследования предлагаемых поправок в Основной закон. Например, анализ от юристов правовой клиники «Адилет» напомнил, что после «революции» 2010 года был принят мораторий на внесение изменений в Конституцию, в том числе по инициативе парламента. Для преодоления запрета следует провести референдум. Однако аналитики ПК «Адилет» полагают, что депутаты неверно истолковали законы и мораторий не может быть нарушен ни в какой форме. Они также утверждают, что в нарушение законодательства вопрос о проведении референдума должен быть вынесен на обсуждение двумя третями депутатов как минимум (80 голосов), а в данном случае инициаторов не более десятка.

Однако более всего эксперты недовольны тем, что «премьер-министру делегируется право освобождения члена правительства, за исключением членов правительства, ведающих вопросами обороны и национальной безопасности», «вносится изменение, согласно которому исключается временное ограничение на выражение правительством недоверия Жогорку Кенешу (парламенту) не чаще одного раза в год», «вносится изменение, согласно которому премьер-министр назначает и освобождает глав местных государственных администраций самостоятельно, без участия местных кенешей (парламентов)». Есть еще несколько пунктов, которыми недовольны юристы «Адилета». «Указанные поправки наглядно свидетельствуют о желании инициаторов усилить полномочия премьер-министра КР и ослабить позицию Жогорку Кенеша. У премьер-министра появятся сильные рычаги давления на законодательную власть», – делают вывод юристы.

Тут следует отметить, что руководителем этого НПО является Чолпон Джакупова, ставшая недавно депутатом от партии «Бир Бол», которая, в свою очередь, выступает за изменение Конституции. То есть Джакупова не согласна с партийной линией. «Большая часть депутатов висит на крючке, они зависимы. Мы сами создали такую вот систему. Как выкарабкиваться из этой ситуации? В начале, думаю, нужно сформировать общественное мнение и разъяснить населению, куда мы движемся. Есть четкий диагноз – возрождение авторитарной, нестабильной системы», – сказала Ч. Джакупова, выступая на форуме под названием «Конституция. Куда мы движемся?». В форуме приняли участие в основном противники изменения Конституции, представители оппозиции, которые объявили о создании движения против изменения Основного закона.

Естественно, есть и те, кто поддерживает референдум и внесение изменений в Конституцию. На данный момент главными сторонниками можно назвать лидирующую в парламенте Социал-демократическую партию Кыргызстана. «Я поддерживаю изменения в Конституцию и референдум, – сказал, выступая на одном из форумов, член парламентской фракции СДПК Марат Аманкулов. – Президент не будет готовить преемника, так как мы – демократическое государство, поэтому и следует усовершенствовать законодательство, чтобы минимизировать возможные риски».

М. Аманкулов сказал ключевую фразу – президент не собирается становиться премьером. Позже глава государства сам подтвердил это. То есть оппозиции уже сложно обвинять его в попытке узурпации власти. Правда, появились высказывания, что А. Атамбаев какое-то время потерпит на посту премьера кого-то другого, но потом сам возьмет бразды правления в свои руки. Но это уже лозунг послабее. То есть попытка сравнить его с изгнанными президентами Аскаром Акаевым и Курманбеком Бакиевым, которых как раз обвиняли в узурпации власти, выглядит неубедительно.

Лозунги и «революционеры»

Возможный референдум и внесение изменений в Конституцию в любом случае не влияют положительно на внутриполитическую ситуацию. Напряженность постепенно растет. Пока еще с каникул не вернулся парламент, пока люди заняты подготовкой детей к школе и догуливают последние теплые дни на Иссык-Куле. Но осенью политическая борьба обострится наверняка.

Основной проблемой НПО, оппозиции и их зарубежных «кураторов» является отсутствие достойных лидеров, которым поверит население, и четких простых лозунгов. Еще в начале прошлого года тихо сошло с политической сцены Новое оппозиционное движение, главная, как казалось «кураторам», сила в противостоянии с нынешней властью. Народ за лидерами НОД не пошел, как показали широко разрекламированные оппозиционерами общереспубликанские курултаи (народные собрания), на которые пришло людей в десятки разы меньше, чем ожидали организаторы. Так перед выборами в парламент оппозиция оказалась не у дел. И новых лидеров пока нет. «Старая гвардия» уже не вызывает доверия у избирателей, как еще было после «революции» 2010 года. Например, Адахам Мадумаров, лидер партии «Бутун Кыргызстан», так и не стал «своим» для населения, его партия уже дважды останавливалась в шаге от получения парламентских удостоверений для своих активистов. Сейчас этот политик примкнул к движению против изменения Конституции.

В большую политику пытается вернуться Осмонакун Ибраимов, бывший госсекретарь при президенте Акаеве, главный идеолог того времени. Он резко критикует нынешние власти: «Менять Основной закон страны, на мой взгляд, скоропалительный и непродуманный шаг. Власти слишком поторопились и загнали себя в тупик. Для многих очевидно, что окружение президента не может поделить между собой власть. Но они забыли, что, кроме политиков, рвущихся к власти, есть и общество, с которым надо считаться». Здесь следует напомнить, что сам О. Ибраимов в свое время приложил руку к изменениям в законодательстве, когда нужно было обосновать внеочередной президентский срок Акаева. То есть такие политики, как Мадумаров, Ибраимов, бывший генпрокурор и ярый оппозиционер Азимбек Бекназаров, по кличке Бульдозер революции, уже не вызывают доверия у населения.

На их место претендуют новые лидеры. Например, Кылычбек Султанов, посол в Малайзии, с прошлой недели уже бывший. Он резко выступил против изменений в Конституции. В письме, направленном в МИД, он, в частности, заявил: «То, что вы поддерживаете инициативу по изменению Конституции, противоречит моей гражданской позиции. Я чувствую, что мое участие в мероприятиях по защите Конституции – мой гражданский долг. Поэтому с этого дня я не имею морального права быть официальным представителем кыргызской власти. В связи с этим прошу освободить меня от должности посла Кыргызской Республики в Малайзии по собственному желанию». В принципе К. Султанов – готовый лидер для оппозиции, человек внезапно ставший широко известным многим людям. Но пестовать лидеров у «кураторов» уже нет времени. Может быть, для следующих баталий…

Тяжеловато для оппозиции и сформулировать привлекательные лозунги. Если в двух успешных «революциях» применялись короткие и понятные лозунги, которые подвигли массы на активное участие в политической борьбе, то теперь для них нет нужной основы. «Долой клан Бакиева!», «Семья Акаева разворовала страну!», «Дети президента хотят нами править и грабить нас!» – такие лозунги были понятны простому человеку и вызывали у него соответствующую реакцию. Но нынешний президент Алмазбек Атамбаев не протаскивал во власть своих родственников, не приватизировал предприятия по низкой цене и обвинить его в семейственности и коррупции, как прежних президентов, уже не получается. А лозунг «Нет изменениям в Конституции» как-то не очень цепляет избирателя.

Однако отсутствие лозунгов и лидеров еще не значит, что оппозиция и её грантодатели будут спокойно взирать на происходящее. В руках «кураторов» достаточно подконтрольных СМИ, чтобы развернуть «антиконституционную» кампанию. Пока позиции властей кажутся более устойчивыми, чем у оппозиции. Но осень может внести серьезные коррективы. Опыт двух «революций» говорит, что ситуация в стране может меняться стремительно…

 

Ритм Евразии. 26.08.2016

Читайте также: