ЮНКТАД: Потоки ПИИ в странах с переходной экономикой упали до самого низкого уровня с 2005 года
По данным ежегодного доклада ЮНКТАД (World Investment Report 2016), в 2015 г. потоки ПИИ в странах с переходной экономикой снизились до уровня почти десятилетней давности. В Содружестве Независимых Государств (СНГ) приток ПИИ продолжает резко сокращаться в условиях низких цен на топливно-сырьевые товары, ослабления внутренних рынков, изменений нормативно-правовой базы, а также прямого и косвенного воздействия геополитической напряженности. В странах Юго-Восточной Европы зафиксирован скромный рост притока прямых инвестиций, главным образом в секторе обрабатывающей промышленности. Вывоз ПИИ из стран с переходной экономикой также замедлился, а приобретения российскими многонациональными корпорациями (МНК) - крупнейшие инвесторы региона - тормозятся санкциями и ограниченным доступом к международным рынкам капитала. После этого спада потоки ПИИ в странах с переходной экономикой, как ожидается, увеличатся умеренно. При этом реализация планов приватизации, которые были объявлены в некоторых странах СНГ, откроет новые возможности для иностранных инвестиций.
Приток ПИИ в регион
Сокращение инвестиций в Россию и Казахстан привело к самым низким уровням ПИИ в странах с переходной экономикой за последние почти десять лет. В 2015 г. приток ПИИ в страны с переходной экономикой снизился на 38% – до 35 млрд долл. Показатели притока ПИИ по подгруппам стран с переходной экономикой отличались: в странах Юго-Восточной Европы приток ПИИ увеличился на 6% – до 4,8 млрд долл., что обусловлено более благоприятной макроэкономической ситуацией и ожидающимся вступлением стран региона в ЕС. Именно эти факторы по-прежнему способствуют улучшению восприятия инвесторов к риску в регионе. В то же время, потоки ПИИ в СНГ и Грузию сократились на 42% – до 30 млрд долл. В России и Казахстане приток ПИИ более чем вдвое сократился по сравнению с 2014 г., в то время как приток прямых инвестиций в Беларуси лишь несколько снизился. Приток ПИИ в Украину, напротив, после масштабного спада в 2014 г., увеличился более чем в семь раз – до 3 млрд долл. (табл. 1).
В России приток ПИИ составил лишь 9,8 млрд долл., что на 66% меньше по сравнению с предыдущим годом. Потоки ПИИ в основном в форме реинвестирования доходов, как и новые потоки ПИИ почти иссякли. Падение цен на нефть и геополитическая напряженность продолжают наносить ущерб перспективам экономического роста и подрывать интерес инвесторов к РФ. Сворачивание операций и серия изъятий капиталовложений (string of divestment deals) привели к негативным тенденциям в движении капитала. Более того, внутрифирменные ссуды снизились с 6,4 млрд долл. в 2014 г. до 0,4 млрд долл. в 2015 г. С ослаблением потребительского доверия некоторые крупные МНК сократили свое присутствие в стране, особенно в обрабатывающей промышленности (например, General Motors (США)) и в банковской сфере (например, Deutsche Bank (Германия) и Raiffeisen Bank (Австрия)). Новый закон, который ограничивает присутствие ПИИ во всех средствах массовой информации до 20%, также негативно повлиял на потоки капитала (Pearson (Великобритания) и Dow Jones (США), например, продали свои доли в российской деловой газете "Ведомости", а немецкая группа Axel Springer ушла с рынка).
Экономический кризис и нормативные изменения в РФ также сократили масштабы ПИИ. Менее чем за два года, с 2013 г. по сентябрь 2015 г., накопленные ПИИ из Кипра - самый крупный инвестор в РФ и получатель ПИИ из России - снизился на 50%. К тому же снижение курса национальной валюты (это сокращение также отражает экономические трудности) влияет на российских инвесторов, которые используют Кипр в качестве оффшорной базы, чтобы реинвестировать обратно в страну. Новый российский антиофшорный закон, принятый в конце 2014 г., также негативно влияет на ситуацию. Кроме того, некоторые инвестиции в оффшорных центрах перемещаются в третьи страны, а не возвращаются обратно в родную страну. Эта тенденция является основной причиной падения в 2015 г. Британских Виргинских островов в рейтинге крупнейших иностранных инвесторов в РФ до восьмого места (по сравнению со вторым местом в 2009 г.), хотя эта территория по-прежнему остается вторым крупнейшим направлением по объему накопленных ПИИ из РФ, по данным Банка России.
В других ресурсных экономиках стран СНГ совокупный эффект от падения цен на энергоносители, углубления экономического кризиса в регионе и замедления экономического роста в основных странах-торговых партнерах также имел негативные последствия. Приток ПИИ в Казахстан сократился более чем вдвое – до 4 млрд долл. в 2015 г., что отражает проблемы адаптации к шоку от изменения условий торговли в условиях снижения внутреннего и внешнего спроса. Иностранные МНК, в основном в нефтяной и газовой промышленности, отложили свои расходы на новые проекты, поскольку низкие цены на энергоносители уменьшили их прибыль. Потоки ПИИ сократились также и в других странах Центральной Азии, а российские инвесторы сократили свое присутствие в регионе. В отличие от этого, потоки ПИИ в Украину увеличились с 410 млн долл. в 2014 г. до 3 млрд долл. в 2015 г., в основном за счет больших потребностей в рекапитализации в банковском секторе и приватизации сети мобильной связи 3G через продажи лицензий.
Тем не менее, некоторые иностранные инвесторы продолжают вкладывать средства в добывающую промышленность в странах СНГ. Например, Gaetano Ltd. (Великобритания), частная акционерная компания, приобрела Kumi Oil OOO в РФ, а малазийская государственная компания Petronas приобрела 15,5% акций в Azerbaijan Gas Supply Co. на 2,25 млрд долл. Казахстанско-китайский инвестиционный фонд (Kazakh-Chinese investment fund) был создан в 2015 г. при участии Китайско-евразийского фонда экономического сотрудничества (50%) и казахстанского Национального Холдинга Байтерек (50%). Этот фонд, который имеет начальный капитал в размере 500 млн долл., будет инвестировать в экономику Казахстана для финансирования инвестиций в таких отраслях, как сталь, цветные металлы, листовое стекло, нефтепереработка, гидроэнергетика и автомобильная промышленность.
ПИИ в СНГ также резко сократились в некоторых обрабатывающих отраслях, таких как автомобильное производство. В последнее десятилетие увеличение притока ПИИ в автомобильную промышленность стран с переходной экономикой было обусловлено поиском зарубежными производителями наиболее выгодной цены, высокой квалификацией рабочей силы и доступом к растущему рынку. Политика промсборки, устанавливающая нулевые таможенные пошлины на длинный список запчастей для автомобилей, также побуждала многих ключевых производителей на международном автомобильном рынке открывать производства в странах с переходной экономикой. В 2015 г. впервые с 2000 г. доля автомобилей, произведенных иностранными компаниями в РФ снизилась на четыре процентных пункта по сравнению с предыдущим годом (с 75% до 71%). Большая часть такого сокращения было связано с закрытием General Motors (США) завода в Санкт-Петербурге, но сокращение производства на ¼ со стороны Niva SUV также сыграло свою роль. В отличие от этого, компания Ford (США) открыла новый моторный завод стоимостью 275 млн долл. в Елабуге.
В странах Юго-Восточной Европе наблюдался рост потоков ПИИ в основном за счет европейских инвесторов, хотя присутствие инвесторов из стран Юга растет. Приток ПИИ в субрегионе в основном были направлены в обрабатывающую промышленность (продукты питания и табак, химическая промышленность, текстиль и одежда, автомобили и фармацевтика). Приток ПИИ вырос в Сербии и Черногории, в то время как в Албании этот показатель остался на уровне чуть выше 1 млрд долл. (табл. 1). В бывшей югославской Республике Македонии приток ПИИ заметно сократился. В то время как страны еврозоны (Австрия, Нидерланды, Греция и Италия) оставались основными инвесторами в этой подгруппе, инвесторы из развивающихся стран, таких как Объединенные Арабские Эмираты и Китай становятся все более активными.
Отток ПИИ из региона
МНК из стран с переходной экономикой сократили более чем вдвое свои инвестиции за рубежом. Санкции, резкое обесценивание валюты и ограничения на рынках капитала привели к сокращению вывоза ПИИ до 31 млрд долл. в 2015 г. (табл. 2). Как и в предыдущие годы, российские МНК составляли большую часть оттока капитала из региона, на втором месте – МНК из Азербайджана. Потоки прямых инвестиций из РФ снизились до 27 млрд долл. в 2015 г. Инвестиции в Кипр, крупнейшего получателя российских ПИИ, резко сократились (6,6 млрд долл. в 2015 г., по сравнению с 23 млрд долл. в 2014 г.). Инвестиции российских МНК также снизились в крупных развитых странах, таких как США, Великобритания, Германия и Нидерланды. Тем не менее, значительные приобретения до сих пор имели место в 2015 г.: Sacturino Ltd (Россия), например, приобрела оставшиеся акции Polyus Gold International Ltd (Великобритания) на 1 млрд долл.
Инвестиционные перспективы
После резкого спада в 2015 г. потоки ПИИ в странах с переходной экономикой, как ожидается, увеличатся в диапазоне 37-47 млрд долл. в 2016 г., если не случится дальнейшей эскалации геополитических конфликтов в регионе. В Юго-Восточной Европе процесс интеграции в ЕС и усиление регионального сотрудничества, вероятно, будет поддерживать приток ПИИ. В СНГ ПИИ, как ожидается, увеличатся, т.к. некоторые компании с большой долговой нагрузкой в условиях сокращения доступа к международному рынку капитала будут вынуждены продавать пакеты акций; например, Роснефть, крупнейший в России производитель нефти, решил продать 29,9% своего дочернего предприятия Таас-Юрях (Taas-Yuriakh), которая управляет одной из крупнейших нефтяных и газовых месторождений в Восточной Сибири, консорциуму из трех индийских компаний: Нефть Индии (Oil India), Индийский Нефть (Indian Oil) и Bharat PetroResources. Кроме того, в ряде стран, в том числе в Казахстане, Российской Федерации и Узбекистане, объявили крупные планы приватизации в ответ на увеличение дефицита текущего счета и истощенные валютные резервы в результате снижения курса своих валют и низких цен на энергоносители.
В инвестировании в строительство новых объектов (greenfield investments) прогнозируется умеренный отскок в течение следующих нескольких лет. Инвестиционные проекты в первичном секторе (добывающая промышленность), смежных отраслях обрабатывающей промышленности и в строительстве, а также в производстве продовольствия, напитков и табачных изделий возросли на 41% по сравнению с 2014 г., компенсируя спад в автомобильной промышленности. Инвесторы из развивающихся стран, в частности из Объединенных Арабских Эмиратов и Вьетнама, существенно увеличили свое участие в инвестициях с нулевого цикла в 2015 г., обогнав инвесторов из развитых стран. Например, компания TH Group, один из ведущих вьетнамских поставщиков молока, как ожидается, инвестирует 2,7 млрд долл. в цех по разведению коров и молочных продуктов в Москве.
Перспективы вывоза ПИИ будут зависеть от способности российских МНК улучшить свое финансовое положение. Стоимость новых объявленных проектов со стороны МНК из стран с переходной экономикой в 2015 г. оказалась почти в три раза выше, чем в прошлом году, что во многом обусловлено вложениями в производство энергии и в меньшей степени за счет услуг. Большая часть этих инвестиций направлена на развитие стран с переходной экономикой.
Материал подготовлен экспертами Ассоциации «Центр ИЭСКР» по данным ЮНКТАД.
Ассоциация "Центр ИЭСКР". 19.07.2016