Страна остается в нефтяной ловушке
Анатолий Комраков
В первом полугодии российская промышленность выросла на 0,4% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Этот прирост обеспечила добыча полезных ископаемых, которая увеличилась на 2,6%. А обрабатывающие производства сократились на 0,9%. Примечательно, что рост в промышленности происходит на фоне общего экономического кризиса и спада ВВП.
Индексы промышленного производства, которые Росстат высчитывает по добыче полезных ископаемых, обрабатывающим производствам и производству и распределению электроэнергии, газа и воды, находились в отрицательной зоне ровно год – с февраля 2015 по январь 2016-го. Неудивительно, что и весь 2015 год промпроизводство показывало спад (–3,4%) по сравнению с 2014-м. Впервые после долгого перерыва, к удивлению многих аналитиков, которые ждали падения вплоть до –2,7%, в нынешнем феврале проклюнулся плюс (1%). В марте промышленность снова немного просела (–0,5%), а затем пошел робкий, но стабильный переход в плюсовую зону: 0,5% в апреле, 0,7% в мае и вот теперь сразу 1,7%.
Промпроизводство в этом июне выросло и в сравнении с маем – на 1,6%. Но с исключением сезонного и календарного факторов рост составил 0,3%, что тоже неплохо по нынешним временам. Хотя изменения на уровне меньше 0,5% трудно назвать устойчивым ростом. За первое полугодие производство в целом выросло на 0,4%, если сравнивать с аналогичным периодом года предыдущего. В годовом выражении в июне производство и распределение электроэнергии, газа и воды выросло на 2%, добыча полезных ископаемых на 1,6%, а рост обрабатывающей промышленности ускорился до 1,6% с 0,3% в мае.
Если брать первое полугодие, то в январе–июне 2016 года добыча полезных ископаемых выросла на 2,6% в годовом выражении, обрабатывающие производства сократились на 0,9%, производство электроэнергии, газа и воды увеличилось на 0,4%.
Замглавы Минэкономразвития РФ Алексей Ведев прогнозировал, что по итогам года промышленное производство в России может увеличиться на 0,3%. Глава Минпромторга Денис Мантуров считает, что промышленное производство РФ выйдет в плюс в 2016 году. «До конца года с обеспечением всех мер поддержки предприятий мы должны сохранить эту положительную тенденцию, – сказал Интерфаксу Мантуров. – Мы исходим из того, что это будет 0,5%–1% до конца года».
Предприятиям определенно еще понадобится поддержка, чтобы показывать хорошую статистику. Например, в пятницу стало известно, что чистая прибыль КамАЗа за первое полугодие 2016 года упала почти в шесть раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Эксперты, однако, считают, что государственная поддержка должна быть сфокусирована не на крупных и менее продуктивных компаниях, а на небольших и более продуктивных. Эксперты Центра развития Высшей школы экономики (ВШЭ) отмечают, что депрессивное состояние характерно для всех секторов экономики (кроме промышленности и оптовой торговли) и для всех федеральных округов (кроме Крымского).
Замдиректора Центра развития Валерий Миронов призывает не переоценивать значение роста промпроизводства для оценки состояния экономики в целом. «Вся промышленность – это лишь треть ВВП, а доминирующий с точки зрения объемов сектор услуг гораздо более инерционен, – сказал он «НГ». – В промышленности рост заметен только в той ее половине, где есть накопленные мощности. Это в первую очередь химпром, добыча полезных ископаемых. Пищевая промышленность подросла на фоне санкций. На фоне резкого падения цены нефти компании наращивают ее добычу, пытаясь восполнить выручку, загоняя себя в нефтяную ловушку».
При слабом внутреннем спросе и уже стабилизировавшемся после сильного падения импорте фактором восстановления роста мог бы стать рост экспорта. Но в 2015 году приток валюты в российскую экономику из-за падения товарного экспорта сократился почти на 150 млрд долл. относительно 2014 года (до 341,5 млрд долл.), а в январе–мае 2016-го он сократился еще примерно на треть относительно того же периода прошлого года.
Россия столкнулась с реальной опасностью, которой экономисты и политики пугали друг друга последние 20 лет: нефтяная игла больше не дает необходимых экономике стимулов, а несырьевой экспорт крайне мал, его рост не может быстро компенсировать сокращение сырьевых валютных поступлений. Как и 20 лет назад, превалирующую долю в экспорте товаров составляют топливное сырье и другие малообработанные полуфабрикаты. На топливо в 2015 году приходилось около 63% товарного экспорта, около 10% пришлось на металлы и изделия из них, около 15% дали пополам химическая промышленность и машиностроение.
Масштабные сокращения притока валюты, предупреждают в Центре развития, при иссякании резервных фондов грозят жесткой реструктуризацией бюджета, стагнацией инвестиций и прочими неприятностями для экономики в целом.
Независимая газета. 18.07.2016