Могут ли боевики ИГ взорвать Среднюю Азию?

Кирилл Соков

В начале июля в СМИ появилась информация о том, что из-за сложного положения, в котором ИГ оказалось в Сирии и Ираке, его боевики начали возвращаться домой. Республикам Средней (Центральной) Азии это грозит появлением на их территории сотен, если не тысяч радикальных мусульман, имеющих богатый боевой опыт и негативно настроенных по отношению к существующим политическим режимам.

Возвращение боевиков ИГ на родину, по данным Deutsche Welle, вызвано двумя тесно связанными друг с другом обстоятельствами – резким ухудшением обстановки на фронтах из-за действий российских ВКС и возникшими в результате финансовыми проблемами. Разрушение экономической базы ИГ, включая каналы доставки контрабандной сирийской нефти в Турцию, привело к тому, что оно не может выплачивать своим боевикам зарплату. Между тем многие примкнувшие к нему жители среднеазиатских республик в последнее время руководствовались отнюдь не религиозными и идеологическими, а, прежде всего, финансовыми мотивами. Сокращение рынка труда в России привело к тому, что многие из жителей Средней Азии были вынуждены вернуться домой. И в ряды ИГ их привело желание заработать.

10 июля Reuters, ссылаясь на данные аналитиков американской оценочной компании IHS, сообщила, что за последнее время ИГ потеряло треть своей территории. С 90,8 тыс. квадратных километров площадь контролируемых им земель сократилась до 68,3 тыс. В Сирии боевики ИГ в результате операции правительственной армии, российских ВКС и спецназа в марте этого года потеряли Пальмиру. В декабре прошлого года иракская армия освободила крупный город Эр-Памади, а в конце июня – Эль-Фаллуджу. Возникла непосредственная угроза иракской столице ИГ – Мосулу. Сжатие территории «Исламского государства» привело к росту его террористической активности в Ираке и Европе. ИГ взяло на себя ответственность и за «автомобильный» теракт 14 июля в Ницце, в результате которого погибли почти 100 человек. Все это заставляет предположить, что по мере военных неудач исламисты перешли к войне «иными средствами», главным среди которых становится террористическая активность.

По оценке Министерства обороны РФ, в случае окончательного поражения режима Башара Асада и развала Сирии как государства назад в Россию и страны СНГ вернулись бы около 4,5 тысячи боевиков, воевавших на стороне ИГ. Такие данные 15 июля озвучил министр обороны РФ Сергей Шойгу на военно-научной конференции «Военно-политические итоги применения Вооружённых сил в Сирии и основные стратегические выводы». «По нашим оценкам, на начало 2015 года в рядах ИГИЛ и других террористических формирований находилось порядка 4,5 тысячи граждан России и государств СНГ… – заявил он. – Нетрудно спрогнозировать, куда бы они устремились после развала Сирии как суверенного государства».

Стоит добавить, что, по данным американского исследовательского центра The Soufan Group (Нью-Йорк), на декабрь прошлого года в Сирии и Ираке воевали 2,4 тыс. граждан России, по 500 – Узбекистана и Киргизии, 386 – Таджикистана, 360 – Туркмении и 300 – Казахстана. То есть Средняя Азия была «представлена» в ИГ 2 тыс. боевиков.

Тенденцию возвращения боевиков ИГ в азиатские республики СНГ эксперты отмечали еще весной этого года. Так, 5 мая «Sputnik Узбекистан» констатировал, что очаги ИГ переместились на Кавказ и в Центральную Азию, в первую очередь в Афганистан, где для агитационной работы «Исламского государства» существуют благоприятные социальные предпосылки и специально подготовленный контингент. Причиной возвращения боевиков опрошенные изданием эксперты считали военные неудачи ИГ в Сирии после начала действий российских ВКС. Не застрахована от «иммиграции» игиловцев и Россия, где особо благоприятные для роста влияния радикальных исламистских движений условия существуют на Северном Кавказе. В другие регионы РФ сторонники ИГ проникают в качестве трудовых мигрантов. В начале мая, например, силовиками в столице были задержаны граждане среднеазиатских республик, готовившие теракты в Московском регионе. По данным ФСБ, у них было обнаружено большое количество оружия и взрывчатых веществ.

Признаки возвращения боевиков ИГ заметны и в Средней Азии. 10 июня сотрудники Госкомитета национальной безопасности Киргизии задержали в Баткенской области троих боевиков, вернувшихся из Сирии. По данным ГКНБ, они прошли специальную подготовку и принимали участие в боевых действиях против правительственных войск в Сирии, а на родину вернулись для совершения терактов. У них было обнаружено автоматическое оружие со снаряженными магазинами, граната Ф-1, значительное количество боеприпасов и экстремистская литература. Имена и фамилии задержанных комитет не сообщает, ограничившись инициалами «Т.Т.», «М.К.» и «М.А.». 20 июня ГКНБ завил о задержании еще одного вернувшегося из Сирии боевика «гражданина КР «А.Т.», 1995 г.р.», который прошел диверсионно-террористическую подготовку и также вернулся на родину для совершения терактов.

Рост влияния радикального ислама в Киргизии давно внушает тревогу. В Баткенской области были зафиксированы случаи, когда в ИГ уходили целыми семьями. В обзоре религиозной ситуации в республике М. Асанбеков и С. Амин отмечают быстрый рост числа приверженцев «экстремистских и деструктивных религиозных организаций», а также рост числа правонарушений и преступлений с их стороны. В прошлом году случаи выявления запрещенной религиозной литературы, вербовки в ИГИЛ и задержания членов запрещенных религиозных организаций фиксировались ежемесячно. Распространению радикальных религиозных течений способствует сравнительно мягкий по сравнению с соседними Узбекистаном и Таджикистаном политический режим и достаточно демократичные нормы внутренней жизни. В результате по численности воюющих на стороне ИГИЛ боевиков Киргизия вместе с Узбекистаном занимает среди республик Средней Азии первое место.

В других странах региона положение с распространением радикального ислама не лучше. После недавних событий в Актобе казахстанские СМИ сообщили, что в республике насчитывается 15 тысяч салафитов. Об этом в ходе заседания дискуссионного клуба «Эксперт» рассказал председатель комитета по делам религий Галым Шойкин. Причем попытки их перевоспитания в русле традиционного ислама остаются малоуспешными. В Таджикистане власти, опасаясь роста влияния исламистов, запретили в сентябре прошлого года Партию исламского возрождения (ПИВТ), которая до этого являлась единственной в СНГ мусульманской политической партией. Кроме того, в рамках борьбы с радикальными исламскими организациями из зарубежных религиозных вузов были отозваны все таджикские студенты и закрыты нелегальные медресе. Но в условиях массовой трудовой миграции предотвратить распространение радикального ислама и вербовку в ИГ полностью невозможно. Более того, именно работающие в РФ трудовые мигранты являются для этого благоприятной средой.

К массовому возвращению боевиков, способному дестабилизировать ситуацию в азиатских республиках бывшего СССР, неудачи ИГ в Сирии и Ираке пока не привели. По мнению руководителя Института Евразии (Тбилиси) Гулбаата Рцхиладзе, поражения игиловцев «пока не окончательные и не смертоносные». Тем не менее стоящие за ними силы имеют на Кавказе и в Центральной Азии немалое влияние. «О том, что это за силы, вероятно, ни у кого уже не осталось сомнений, – отметил он. – Существуют исследования американских экспертов относительно деятельности американских же спецслужб. Они свидетельствуют о том, что США имеют разветвленную сеть среди исламистов, с помощью которой они сами «вырастили» «Исламское государство» в Ираке и Сирии, как это произошло и с Талибаном, и с созданием Аль-Каиды. Это широко известные факты, которые и сами американцы уже не очень-то опровергают. Кроме того, есть Саудовская Аравия, которая очень сильно влияет на исламистов. И еще не забудем о главном факторе… в данном конфликте – Турции, которая выступает против режима Башара Асада».

Из-за экономического кризиса в России ИГ сохраняет на территории государств СНГ значительный вербовочный потенциал. Как отмечает сайт радио «Азаттык» (киргизская служба радио «Свобода»), в последнее время меняется вербовочная стратегия ИГ, которая становится более ориентированной на пропаганду «семейных ценностей». В фото-, аудио- и видеоматериалах движения стали все чаще появляться сцены «мирной» жизни, а также «примеры сочувствия и товарищества в рядах боевиков». Такая подача информации призвана привлечь в ряды ИГ новых членов, не отпугивая их заранее сценами массовых казней и убийств «неверных».

Не исключено, что пик возвращения воевавших на стороне ИГ боевиков – впереди, и странам СНГ еще предстоит испытать на себе его последствия, которые во многом будут зависеть от складывающейся в Сирии и Ираке военно-политической обстановки.

Ритм Евразии. 21.07.2016

 

Читайте также: