Азербайджан - ШОС: перспективы интеграции
Севиндж Абдуллаева
В июне Азербайджан завершил процесс присоединения к Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в качестве партнера по диалогу, ратифицировав соответствующий меморандум, который был подписан весной этого года. Президент Ильхам Алиев расценил получение его страной этого статуса "как первый шаг на пути полной интеграции в организацию". Принимая в Баку первого вице-премьера Госсовета Китая Чжана Гаоли, азербайджанский лидер заявил, что сотрудничество с Шанхайской организацией сотрудничества "занимает важное место во внешней политике" его страны.
Эти заявления Алиева, по мнению многих аналитиков, можно считать знаковыми, учитывая большую ориентированность Азербайджана на европейскую интеграцию. Вместе с тем такой подход вполне соответствует логике внешнеполитической концепции страны, которая предполагает многовекторность и сбалансированность, в том числе и в интеграционных процессах. Тем более, что сближение с ШОС, полагают эксперты, сулит Азербайджану определенные выгоды в складывающейся в мире экономической и геополитической ситуации.
Экономика диктует приоритеты
По мнению азербайджанского политолога Тофика Аббасова, на фоне некоторого ослабления позиций признанных мировых экономических центров - Европы и США, где кризисные тенденции сохраняются и явных признаков выхода из стагнационного состояния пока не видно, в рамках ШОС и вокруг него "формируется достаточно перспективный пояс, включающий страны с динамично развивающейся экономикой".
Экономическая составляющая может стать для Азербайджана самым важным аргументом в пользу сближения с ШОС, поскольку традиционно Баку весьма осторожен в вопросе участия в каких-либо политических и военных альянсах. Как считает ряд аналитиков, Азербайджан в ШОС привлекает и то, что по своей природе организация не носит конфронтационного характера и в ее основе не лежит принцип "дружить против другого". Большинство ее членов заинтересовано в сотрудничестве и с Западом. "ШОС - очень перспективная организация по своим планам и тем приоритетам, которые ставит перед собой. Неслучайно неформальный интерес к полноценному участию в этой организации проявляют такие крупные страны как Индия, Пакистан", - отметил Аббасов в беседе с корр. ТАСС.
Как считает генеральный секретарь ШОС Рашид Алимов, статус партнера по диалогу позволит Баку "активно подключиться к многоплановой и разносторонней деятельности организации посредством участия в действующих механизмах взаимодействия".
Сила притяжения Шелкового пути
Для Азербайджана сотрудничество с ШОС привлекательно, в первую очередь, в плане реализации транснациональных транспортных проектов, в частности "Нового Шелкового пути", который открывает возможности для задействования транзитного потенциала страны и активного использования ее территории для перевозки грузов из Юго-Восточной Азии в Европу. Баку не скрывает своего намерения стать важным транспортно-транзитным хабом в регионе.
"Наше географическое положение диктует: Азербайджан должен стать одним из транспортных центров не только регионального, но и мирового масштаба... Мы должны постараться мобилизовать усилия, чтобы увеличилось количество грузоперевозок через территорию Азербайджана. Это будет отвечать политическим интересам нашей страны, а также приносить большую прибыль", - заявил президент Алиев, выступая 10 июля на заседании правительства. Под этот масштабный план в республике создается соответствующая транспортная инфраструктура: построены современные магистральные дороги, соединяющие Азербайджан с соседними странами - Россией, Ираном и Грузией, завершается прокладка железнодорожной линии Баку - Тбилиси - Карс, которая позволит транспортировать грузы из Юго-Восточной Азии до севера Европы, и сооружение крупнейшего на Каспии Международного торгового порта недалеко от Баку.
Как отметил экономист Октай Ахвердиев, "Новый Шелковый путь" - всеобъемлющий и многогранный проект, в котором могут быть задействованы многие страны региона. "Нет строго определенного маршрута, по которому будет пролегать этот путь, и Азербайджан, имея современную транспортную инфраструктуру, вполне может рассчитывать на поток грузов в рамках этого проекта", - сказал Ахвердиев корр. ТАСС.
Торговля и инвестиции
В Баку рассчитывают, что маршрут через Азербайджан может стать кратчайшим путем для транспортировки китайских товаров в Европу. По мнению экспертов, наращивание интеграционных связей с ШОС позволило бы Азербайджану активно участвовать в выработке единых тарифов, правил и процедур. Кроме того, это могло бы способствовать оживлению торговых связей страны с государствами-членами организации.
На сегодня они, не считая России, которая является одним из главных торговых партнеров Азербайджана, очень слабы. К примеру, по данным Государственного таможенного комитета страны, в первом полугодии 2016 года товарооборот с Китаем, являющимся наряду с Россией стержневым государством ШОС, составил $272,5 млн, с Казахстаном - $71,5 млн, Киргизией и Таджикистаном и вовсе чуть более $5 млн.
Ряд аналитиков считают, что участие в ШОС даст Азербайджану шансы подключиться к поставкам в Китай газа, спрос на который в этой стране, по прогнозам, к 2020 году возрастет до 280 млрд кубометров. Однако пока реальные основы для таких прогнозов размыты ввиду отсутствия необходимой инфраструктуры поставок и конкретных объемов газа: весь объем "голубого топлива", который Азербайджан начнет экспортировать к 2019-20 году, задекларирован для поставок в Европу. Одновременно, полагают эксперты, развитие интеграционных связей с ШОС может открыть для Азербайджана новый источник инвестиций в экономику страны, особенно китайских, а также более широкий доступ к финансовым возможностям Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, где первую скрипку также играет КНР. Азербайджан, кстати, является одним из учредителей этого банка. Правда, его доля в этой финансовой организации с уставным капиталом $100 млрд пока незначительна - всего порядка 400 млн.
Поспешности не будет
В то же время, по мнению экспертов, Азербайджан не будет форсировать события и торопиться вступить в ШОС. "Баку пока присматривается к правилам игры в этой организации, изучает их. Если они будут устраивать страну, отвечать ее экономическим и геополитическим интересам, то не исключено, что в будущем Азербайджан предпримет практические шаги для полноправного участия в ШОС", - считает Октай Ахвердиев. По его словам, опыт Азербайджана показывает, что страна отдает предпочтение развитию отношений в двустороннем формате.
Исходя из этой логики, предполагают аналитики, Баку будет стремиться на двусторонней основе развивать и углублять отношения со странами-членами ШОС, прежде всего Россией и Китаем, которые делают погоду в организации. Известно, что Китай проявляет интерес к сотрудничеству с Азербайджаном в нефтегазовой, транспортной, коммуникационной сферах. В свою очередь, азербайджанская сторона не скрывает заинтересованности в китайских капиталовложениях в свою экономику. К примеру, Госнефтекомпания Азербайджана предложила Китайской национальной нефтяной корпорации участвовать в финансировании строительства нефтегазового и нефтехимического комплекса в стране, первая очередь которого оценивается в $7 млрд. С Россией Азербайджан также постоянно расширяет экономическое сотрудничество и реализует ряд совместных проектов.
Фактором, сдерживающим полноценное участие Азербайджана в ШОС, по мнению экспертов, может стать присутствие в организации Армении в условиях продолжающегося нагорно-карабахского конфликта. Однако они уверены, что Азербайджан с готовностью примет участие в разработке общих механизмов борьбы с экстремизмом и терроризмом в рамках организации.
Вместе с тем, аналитики не исключают, что расширение ШОС, вступление в него Ирана и, возможно, Турции, что является вполне вероятной перспективой после нормализации отношений этой страны с Россией, в будущем может стать стимулирующим фактором для Азербайджана в плане более тесной интеграции с Шанхайской организацией сотрудничества.
ТАСС. 28.07.2016