Начали с Вьетнама. ЕАЭС предлагает внешнему миру «свободную торговлю»

Николай Устименко

Соглашение между ЕАЭС и Вьетнамом о зоне свободной торговли (ЗСТ) может заработать уже в этом году. «Мы сейчас в стадии завершения ратификационных процедур. И надеемся, что с конца лета это соглашение вступит в силу», – заявил первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов по итогам пошедшего 31 мая заседания Высшего Евразийского экономического совета. Последней из стран Союза ратифицировать договор планирует Армения, после чего Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) отправит соответствующее уведомление в Ханой. Спустя 60 дней с момента получения уведомления первая ЗСТ ЕАЭС с внешним миром наконец начнет действовать. Сам Вьетнам закончил все процедуры по ратификации еще в августе прошлого года.

Почему Вьетнам?

Сегодня Вьетнам – это не только традиционно дружественная России страна, но и бурно растущая экономика. За последние 10 лет население страны увеличилось с 83,3 млн. до 91,7 млн. человек и, по прогнозам ООН, к 2050 г. Вьетнам сравняется по этому показателю с РФ. Вырос и ВВП на душу населения (с $3687 до $6024), что отразилось и на объеме импортных закупок. За последнее десятилетие Ханой увеличил ввоз зарубежных товаров почти в пять раз (с $3 млрд. до $14 млрд.), и, судя по всему, процесс расширения внутреннего рынка будет продолжаться.

За 2010-2014 гг. товарооборот между странами ЕАЭС и Вьетнамом увеличился с $2,4 млрд. до $4,2 млрд., около $3,5 млрд. из которых приходится на Россию. В то же время структура взаимной торговли за последнее десятилетие изменилась в неблагоприятную для нас сторону. Страны бывшего СССР почти перестали поставлять во Вьетнам машины и оборудование и перешли на экспорт сырья и простейших полуфабрикатов. В обратную сторону идут не морепродукты и аграрное сырье, как раньше, а высокотехнологичная продукция. Сегодня две трети импорта стран ЕАЭС из Вьетнама – это микроэлектроника.

По оценкам специалистов улучшить структуру товарооборота и за несколько лет довести его объем до $8-10 млрд. может создание ЗСТ. Итогом соглашения должно стать снижение средней ставки таможенных пошлин для товаров из стран ЕАЭС с 10% до 1%, а для вьетнамских товаров с 9,7% до 2% в течение 10 лет. В результате подписанный договор поставит отечественных товаропроизводителей в условия не хуже, чем у конкурентов из тех стран, с которыми у Вьетнама уже есть соглашение о свободной торговле (Китай, Индия, Австралия, Новая Зеландия).

Только в первый год работы ЗСТ экономия на пошлинах для предприятий ЕАЭС может составить $40 млн. По 59% видам товарной номенклатуры документ упразднит все экспортно-импортные тарифы сразу, ввозные пошлины еще на 29% продукции будут обнуляться в течение переходного периода. Условия экспорта-импорта еще 12% товаров, по большинству из которых у сторон отсутствует экспортный интерес, останутся прежними. Со стороны ЕАЭС это – чай, кофе, сахар, мясо, молоко, трубы, самолеты и некоторая другая продукция. Вьетнам оставляет таможенные пошлины на ввоз кондитерских изделий, соли, драгоценных металлов и т.д.

Кроме растущего рынка сбыта, Вьетнам – это еще и «окно» в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). Новая ЗСТ позволит производителям из стран ЕАЭС участвовать в налаженных международных производственно-сбытовых цепочках и увеличить товарооборот и с другими странами Юго-Восточной Азии и Транстихоокеанского партнерства (ТТП). Защищать внутренний рынок по самым чувствительным товарным позициям планируется с помощью т.н. триггерного механизма, предусматривающего квотирование объемов беспошлинно ввозимой продукции, а также антидемпинговых, компенсационных и других мер.

«Экономическая специализация Вьетнама такова, что наши ключевые экспортные товары будут дополнять друг друга, а жесткая конкуренция возможна только в отдельных отраслях», которые уже защищены в рамках договора, говорится в специальном документе ЕЭК. Страны ЕАЭС заинтересованы в беспошлинных поставках тропических фруктов, рыбы, риса, приправ, соусов, а также некоторых видов одежды, электронного оборудования и бытовых изделий. В ответ Вьетнам открывает границу для молочной и мясной продукции, пшеницы, удобрений, легковых и грузовых автомобилей, алкоголя, табачных изделий и других товаров.

Президент Вьетнама Чан Дай Куанг: «Соглашение о ЗСТ станет новой движущей силой развития сотрудничества в торгово-экономической области между Вьетнамом и Россией в частности, а также между Вьетнамом и ЕАЭС в целом»

Не только товарооборот

Кроме классической для ЗСТ отмены ввозных пошлин, соглашение охватывает вопросы трансграничной торговли услугами, перемещения отдельных категорий физических лиц, а также инвестиций. Пока эти пункты договора будут действовать только для российско-вьетнамских взаимоотношений, но в перспективе могут распространиться и на другие страны ЕАЭС.

Что касается торговли услугами, например транспортными или образовательными, то стороны обязались предоставить друг другу условия не хуже, чем для третьих стран, а по некоторым секторам даже равные с отечественными поставщиками. К третьим странам не относятся партнеры по интеграционным проектам, т.е. страны ЕАЭС по отношению друг к другу или страны ТТП для Вьетнама. Абсолютно идентичные условия в договоре прописаны для взаимных инвестиций.

Новая ЗСТ не меняет порядок выдачи виз, процедуру приобретения гражданства или общие положения миграционного законодательства стран ЕАЭС по отношению к вьетнамцам и наоборот. Обязательства сторон касаются исключительно взаимного облегчения условий въезда и пребывания физических лиц, задействованных в инвестиционных проектах.

Кроме того, соглашение затрагивает вопросы нетарифного регулирования, электронной торговли и документооборота, технических регламентов и стандартизации, а также защиты прав интеллектуальной собственности. С началом работы ЗСТ будут минимизироваться и частично переводиться в электронный формат бюрократические процедуры, унифицироваться таможенное администрирование на границе. Вдобавок стороны открывают друг другу свои рынки госзакупок и обязуются сотрудничать в сфере защиты конкуренции, экологии и трудовых стандартов. В случае возникновения спорных ситуаций договор предусматривает конкретный механизм их разрешения.

Кто следующий?

Когда договор о ЗСТ с Вьетнамом только был подписан, министр по торговле ЕЭК Андрей Слепнев заметил: «Это первое подобное соглашение для нас со странами дальнего зарубежья. Это очень большой шаг, потому что мы тем самым показываем свое понимание процессов, которые происходят в мировой торговле». На сегодняшний день с предложениями создать зону свободной торговли к ЕАЭС обратились еще 30 стран и региональных объединений. Среди них представители АТР, Южной Америки, Европы и Ближнего Востока. Например, последней из стран, которая проявила интерес к торговым соглашениям с ЕАЭС, стала Сербия. Два проекта по созданию ЗСТ с Новой Зеландией и Европейской ассоциацией свободной торговли (Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн) на сегодня заморожены.

Создать новую ЗСТ с ЕАЭС оказывается не так просто. Первый практический шаг в этом направлении после проявления заинтересованности – формирование совместной исследовательской группы, которая взвешивает все «за» и «против». Если по результатам ее работы специалисты из ЕЭК и страны-претендента приходят к выводу, что подписание договора о свободной торговле целесообразно, вопрос может перейти в стадию переговоров, решение о начале которых принимается непосредственно главами государств ЕАЭС. В случае выработки конкретного документа и достижения окончательной договоренности соглашение подписывают главы правительств. Дальше вступает в силу ратификационный механизм, после завершения которого ЗСТ начнет действовать.

Дальше всего по этому пути на сегодня продвинулись Египет, Израиль, Индия и Иран. С этими странами созданы исследовательские группы, а в случае с Египтом и Израилем уже готовится соответствующий доклад по итогам ее работы. Особый интерес для ЕАЭС представляет Иран, с которого снимаются международные санкции. «Мы видим сейчас возможности для того, чтобы занять существенную долю на рынке Ирана и закрепиться на ней», – отмечает начальник отдела организации и аналитической поддержки переговоров департамента торговой политики ЕЭК Антон Цециновский.

Но – будем откровенны – если процесс затянется, а ратификация уже обсужденного и одобренного документа, как в случае с Вьетнамом, займет более года (!), ни о каком понимании современных процессов мировой торговли и тем более об адекватной реакции на современные экономические вызовы со стороны ЕАЭС речи идти не может.

___________________

Фото – http://tass.ru/opinions/interviews/3300965

ritmeurasia.org

Читайте также: