Мир перемен. 2011. № 1.
Мир перемен. 2011. № 1- содержание резюме
СОДЕРЖАНИЕ
М. Горбачев. Юбилей надежды (вместо «Слова к читателю»)
В. Дашичев. Внешнеполитическая доктрина Горбачева и международные отношения
Мировой кризис
Гж. В. Колодко. Экономические основы кризиса или кризис экономической науки?
А. Быков. Что сулит нам посткризисный мир?
К. Махбубани. Чему Азия может научить погрязший в долгах Запад
Трансформация
Я. Корнаи. Подводя итоги
Л. Синь. К вопросу о «китайской модели»
Политика
А. Пабст. Евроатлантическая и евразийская безопасность в многополярном мире
Становление гражданского общества
А. Кива. Модернизация как окно в будущее
Будни глобализации
А. Акаев. Единение евразийских народов вокруг России – ключевой завет Л.Гумилева
Региональные сообщества
В. Геец. Посткризисная архитектоника европейского экономического пространства
Ю. Шишков. Таможенный союз трех – интеграционный прорыв или очередная иллюзия?
У книжной полки
И. Орлик. Российско-американские отношения в XX веке
Б. Шмелев. Закат американской гегемонии
Публикации ОМЭПИ ИЭ РАН (2009 – 2010 гг.)
Научная жизнь
Н. Лактионова. Политические процессы в новых независимых государствах
А. Шурубович. Академическая наука – союзному государству
Т. Кузнецова, Н. Лебедев. О российско- польской комиссии экономистов ПАН и РАН
РЕЗЮМЕ
М. Горбачев. Юбилей надежды (вместо «Слова к читателю»)
Михаил Сергеевич Горбачев – человек-легенда, навсегда вошедший в историю как преобразователь современной России и мира. Именно он как политик бросил вызов силам прошлого и сумел разорвать круг якобы исторически обреченных на неуспех реформ в своей стране. Именно он стремился гуманизировать общество, раскрыть его демократический потенциал. Именно он на основе нового мирового мышления проложил путь к системным изменениям в международных отношениях. Накануне 2 марта, дня 80-летия последнего Генерального секретаря ЦК КПСС, первого и единственного президента СССР, лауреата Нобелевской премии мира с М. Горбачевым встретился главный редактор журнала «Мир перемен» Р. Гринберг.
В. Дашичев. Внешнеполитическая доктрина Горбачева и международные отношения
Стало обычным, что о государственных деятелях – вершителях народных судеб после их ухода из политики слагаются мифы, искажающие по-рой до неузнаваемости их истинное лицо и их роль в событиях своего времени. Одни предают их анафеме, другие боготворят, третьи ревизуют их прижизнен-ный образ. Причиной этого всегда были субъективные подходы, обусловленные политической борьбой вокруг кардинальных национальных и социальных проблем развития народов и государств. Достаточно назвать здесь такие исторические фигуры, как Иван Грозный или Петр I в русской истории, Наполеон во французской или И. Сталин в советской. Все они стали объектами очень противоречиво-го мифотворчества. Не избежал этого и М. Горбачев.
Гж. В. Колодко. Экономические основы кризиса или кризис экономической науки?
До настоящего времени не сложилось ни интеллектуального, ни тем более политического консенсуса относительно сущности кризиса, продолжаются дискуссии как о его системных предпосылках и причинах технического характера, так и о механизмах, определяющих движение человеческих, материальных и финансовых ресурсов. Но до сих пор нет единства мнений о том, на основе какой экономической теории следует строить экономическую политику, чтобы не только справиться с последствиями кризиса, но и эффективно противодействовать внезапным аналогичным нарушениям нормального хода развития в будущем.
А. Быков. Что мир грядущий нам готовит?
По мере углубления и расширения финансово-экономического кризиса и осознания масштабов связанного с ним бедствия аналитики пытались распознать природу нового за послевоенный период глобального явления, определить истоки и последствия для мира и отдельных регионов, отыскать возможности его неповторения в будущем. Однако полного представления об этом пока не дано, особенно об исключении таких катаклизмов из жизни.
К. Махбубани. Чему Азия может научить погрязший в долгах Запад
Сегодня многие азиатские страны процветают благодаря тому, что усвоили и успешно применили на практике такие традиционно присущие Западу сильные стороны, как политический прагматизм и эффективное управление экономической политикой. На протяжении большей части ХХ в. Азия задавалась вопросом, чему бы она могла поучиться у технически прогрессивных стран Запада. Сегодня же стороны следует поменять местами: чему могут поучиться чрезмерно обремененные долгами страны Запада у государств процветающей Азии?
Я. Корнаи. Подводя итоги
С момента созыва нового парламента Венгрии едва ли прошло восемь месяцев, но за это время слова и действия партии и нового правительства буквально перевернули с ног на голову всю политическую жизнь, функционирование государства и экономики. Мы не перестаем поражаться: не успели люди отойти от вчерашней системы политических ценностей, как нам уже объявляют о новой. В такой ситуации довольно сложно до конца уяснить смысл происходящих событий.
Л. Синь. К вопросу о «китайской модели»
За 30 лет с начала реформ китайская экономика достигла годового темпа роста 9,8% и теперь по общему объему занимает 2-е место в мире после США. Успех «китайской модели» вызывает ревность у развитых стран и зависть у развивающихся. Что такое китайское экономическое чудо, в чем причины его успеха и какие дальнейшие перспективы развития Китая? Эти вопросы занимают многих экономистов и политологов мира.
А. Пабст. Евроатлантическая и евразийская безопасность в многополярном мире
Смещение центра внимания американской внешней политики с Европы на Большой Ближний Восток и евразийско-тихоокеанскую периферию открывает хорошие перспективы сотрудничества в области евроатлантической безопасности на пространстве от Ванкувера до Владивостока. Этому благоприятствуют и «перезагрузка» в американо-российских отношениях, и «западная политика» президента Д. Медведева. Кроме того, по целому ряду признаков, основные страны – члены ЕС, Россия и Турция готовы организовывать европейскую оборону и безопасность после перехода НАТО под управление европейцев, либо отдельного европейского сообщества безопасности.
А. Кива. Модернизация как окно в будущее
Понятие «модернизация», если его принимать в строго научном смысле, не совсем адекватно случаю России. Нам предстоит не догоняющее и опережающее технологическое развитие, о котором говорится в Стратегии-2020, а сначала восстановление потерянного, потом медленное и чрезвычайно трудное карабканье вверх по лестнице экономического и научно-технического прогресса с возможными падениями и новыми попытками восхождения.
А. Акаев. Единение евразийских народов вокруг России – ключевой завет Л. Гумилева
На современный мир, подобно цунами, стремительно обрушиваются политические, экономические и природные катаклизмы. На этом тревожном фоне все ярче высвечивается фигура талантливого ученого и мыслителя Л. Гумилева, которому 1 октября 2012 г. исполнилось бы 100 лет. Изучая многовековую турбулентную историю Евразии, он никогда не терял чувства оптимизма, великой веры в родную страну, ее высокую миссию на евразийском геополитическом пространстве.
В. Геец. Посткризисная архитектоника европейского экономического пространства
Европейское экономическое пространство и его посткризисная архитектоника определяются в первую очередь Евросоюзом как новой формой межгосударственного регионального объединения глобального характера. Прежде всего, оно ориентировано горизонтально, выступая в виде межгосударственного союза, который, особенно в последнее время, получил вертикальную составляющую политического, правового, экономического и социального характера. В последнем случае речь идет о гуманитарной сфере евросообщества: как прав и свобод человека, так и иных аспектов социальной жизни проживающих хоть и в национальных государствах – членах ЕС, но обязанных придерживаться одновременно общественных принципов и правил, характерных для всех стран.
Ю. Шишков. Таможенный союз трех – интеграционный прорыв или очередная иллюзия?
Летом прошлого года Москва, Минск и Астана возвестили о наступлении новой эры в экономических отношениях трех стран – начале функционирования их тройственного Таможенного союза. Финансовый эффект от его создания для России ожидается в 400 млрд долл. и по 16 млрд для Белоруссии и Казахстана. По экспертным оценкам, в результате его создания дополнительный прирост ВВП стран-участниц к 2015 г. может составить до 15%.