Ускользающий мир
Как считает гуру современной социологии Энтони Гидденс, мы живем в “ускользающем мире”. Он, наверно, был прав и до кризиса. Сегодня он прав как никогда. Финансово-экономический кризис резко увеличил и без того устрашающую неопределенность будущей картины мира.
Самое глупое в этой ситуации впасть в панику и запугивать друг друга всякого рода жуткими сценариями “конца света”. Многие, даже самые суровые, обстоятельства при искреннем желании сотрудничающих сторон можно обратить на пользу всем. И нынешняя политическая и экономическая обстановка и у нас в стране, и в мире в целом к этому вполне располагает.
Все мы видим, как множатся глобальные проблемы, на которые человечество мучительно ищет и пока не находит ответов. Ясно только то, что они в одинаковой степени важны и “новой” Европе, и “старой”, и Америке, и Евразии. К тому же явная тенденция к полицентризму, все более превалирующая в современном мире, объективно ведет к формированию высокоподвижной системы межгосударственного сотрудничества, которая в свою очередь требует качественно новых механизмов обеспечения безопасности мира и устойчивого развития его глобальной экономики.
С сожалением приходится констатировать, что нынешние государства пока явно не готовы к эффективной согласованной деятельности. А это неизбежно ведет к замедлению процессов формирования адекватных глобальному запросу механизмов и институтов, нарастанию дестабилизации и даже хаосу в отдельных регионах и областях международной жизни. Очевидным следствием этих процессов на глобальном уровне может стать образование вакуума управляемости и безопасности.
Применительно к отношениям России со странами –членами ЕС и Европейским Союзом в целом все это заставляет думать, что ничего не может быть эффективнее, чем объединение усилий для совместного поиска выхода из экономических и политических проблем, с которыми сталкиваются обе стороны.
Если здраво взглянуть на ситуацию – нет ничего естественнее, чем соединить усилия, обменявшись достигнутым и избавившись от ненужного. Конечно, надо преодолеть недоверие – оно, следует признать, взаимное и, наверное, у той и у другой стороны есть для него основания. Конечно, придется забыть о “двойных стандартах” во взаимоотношениях. И, конечно же, кризис доверия в политических отношениях, соединившись с мировым экономическим кризисом, заставляет особенно остро вспомнить о том, что Европа – это наш общий дом.
Здесь уместно напомнить о прошлогодней инициативе Д. Медведева по подготовке нового договора об общеевропейской безопасности. Если эта идея найдет свое практическое воплощение, мы, наконец, преодолеем в нашем сознании и в нашей жизни барьеры памяти обо всех войнах и конфронтациях и сведем естественное соперничество стран, союзов и регионов к соревнованию в хозяйственной сфере. Да и нынешний Европейский союз разве не зародился когда-то именно ради этой цели – окончательного захоронения атмосферы конфронтации – а не для установления временного перемирия? И разве не известно, что нет лучшего способа для ее достижения, чем тесное подлинно взаимовыгодное экономическое сотрудничество? Так что кризис – пусть не покажется это странным – вкладывает в наши руки хорошую возможность для начала подлинной интеграции и будет большим грехом перед людьми и Провидением этой возможностью не воспользоваться.
Хочу напомнить, что приоритетная задача российской политики заключается сейчас в масштабной модернизации всей отечественной экономики. Но если такая модернизация не состоится, расхождения в политике и во взаимоотношениях, во взаимопонимании между ЕС и Россией угрожают не только сохраниться, но и усилиться. Поэтому вряд ли будет ошибкой утверждать, что в конечном счете в успехе нашей модернизационной политики заинтересован и Европейский союз.
Глобальный кризис заставил заполнять складские помещения многих европейских предприятий первоклассными машинами и оборудованием, которые, увы, не находят в создавшихся условиях сбыта, но многие из которых нужны России. Переместить это оборудование в Россию, заполнить российскими заказами простаивающие мощности, прислать в нашу страну технических консультантов и специалистов для организации эффективного и современного производства. Вот что могло бы стать началом целой серии взаимовыгодных сделок и соглашений между Россией и ЕС в рамках своеобразного Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) РФ –ЕС: “вы способствуете нашей модернизации, мы помогаем вам выйти из рецессии”. В более широком плане и постоянном формате такой СЭВ мог бы заниматься конвергенцией технического гения Европы и нашей пока воспроизводящейся солидной фундаментальной науки. Если вспомнить известное словосочетание Р. Шумана, то что это, как не самая реальная зона “фактической солидарности”.
Есть у такой “Большой сделки” и важная политическая сторона. Отношения ЕС с Россией во всех “нехозяйственных” сферах могут обрести совсем иную, чем сейчас, тональность, если подобные сделки продолжатся и в послекризисные годы, станут разнообразнее, – на это есть все шансы. Прочные и постоянные экономические связи всегда служили отличной основой для укрепления взаимного доверия для дальнейшего всестороннего сближения и интеграции, если не де-юре, то уж, по крайней мере, де-факто.
Этот предполагаемый процесс обнаружил бы, мне кажется, так много областей для сближения, что после этого дикостью показался бы возврат к какой-либо конфронтации. И, напротив, совершенно естественным стал бы совместный выход Европы с Россией на формирование и закрепление нового мирового финансового и экономического порядка, для строительства новой международной системы управления мировыми финансами.
Откроются и новые перспективы для дальнейшего расширения всестороннего межрегионального сотрудничества – прямой путь к укреплению мировой политической и экономической стабильности в Евразии в целом.
Должен с удовлетворением отметить, что идея “Большой сделки” обсуждена мною со многими представителями политики и бизнеса России и стран ЕС и в основном была признана интересной и cвоевременной. Но я, конечно же, отдаю себе отчет в том, что она требует дальнейшей тщательной проработки. Нужно только помнить: обступающие нас многочисленные проблемы не ждут, они развиваются самостоятельно и безостановочно, и альтернатив всем нам они оставляют немного. Либо мы начинаем их решать совместно, с трудностями, ошибками и с возрождающимся доверием друг к другу и добрыми надеждами, либо проблемы поедают всех нас по отдельности. Не призываю закрывать глаза на разнообразные сложности – их, наверное, будет больше, чем хочется и чем мы ждем. Но, как заметил Б. Брехт, “если вы боретесь, вы можете проиграть, но если вы не боретесь, вы уже проиграли”.
Руслан Гринберг